14 декабря депутаты Киевсовета утвердили бюджет столицы на 2024 год с приличным дефицитом. Действительно ли в столице заканчиваются деньги и насколько правильным было решение забрать у местных бюджетов военный НДФЛ? Эти вопросы KP.UA обсудила с экономистами.
Доходы киевского бюджета на будущий год запланированы в сумме более 72,6 млрд грн, расходы – более 85,3 млрд грн, сообщил первый заместитель главы КГГА Николай Поворозник.
Основными источниками финансирования в 2024 году будут:
Что касается расходов, то больше всего денег планируют потратить на сферу образования - 27,2 млрд грн, что составляет почти треть трат городского бюджета.
Собеседники KP.UA говорят, что необходимость таких сумм на образование в целом сомнений не вызывает. В Киеве сотни общеобразовательных учреждений, и все их нужно содержать, отапливать, ремонтировать. Плюс в расходы на сферу образования входят доплаты учителям.
Основные расходы столичного бюджета-2024:
Аналитик Даниил Монин признается, что удивлен такому большому дефициту киевского бюджета.
- Мне эти расходы кажутся просто огромными, - отметил аналитик в комментарии KP.UA. - В 2022 году расходы Киева были около 60 млрд гривен. Получается, что аппетиты чиновников выросли фактически на 40%, по сравнению с 2022-м, что крайне удивляет.
Кроме того, в смете столицы предусмотрено выделить 1 млрд грн на городскую целевую программу «Защитник Киева» - то есть чуть более 1%. Первоначально не планировали и этого, но акции протеста у здания КГГА, которые в последнее время практически стали обычным явлением, стимулировали чиновников быть чуть более щедрыми.
Жителей столицы «достали» новости о барабанах и электросковороде на сотни тысяч гривен «для бомбоубежищ», очередном перекладывании брусчатки и прочих «благоустройствах». Протестующие требуют увеличить финансовую поддержку украинских военных из городской казны. Участники акций возмущены тем, что в то время, как жители города фактически отдают последние деньги на помощь армии, городские власти озабочены совершенно другими вещами.
У Кличко оправдываются: денег нет, поскольку военный НДФЛ «уплыл» из местных бюджетов. Напомним, что 8 ноября Верховная Рада приняла законопроект №10037, которым военный НДФЛ (налоги с зарплат военных) перешел из местных бюджетов в пользу государственного. В правительстве рассчитывают таким образом получить более 95 млрд грн и направить эти деньги на производство дронов и вооружения. Но если где-то прибывает, то где-то убывает: именно эти 95 миллиардов уйдут в будущем году из местных бюджетов.
По понятным причинам крупные города сопротивлялись данному законопроекту как могли. Ведь чем больше город, тем больше военнослужащих в нем зарегистрировано, соответственно, тем больше был получаемый ранее военный НДФЛ. А после того, как закон все же был принят, местные власти дружным хором начали плакаться, что денег нет. Надежды на возвращение этих денег немного, но попробовать-то можно!
Впрочем, экономисты утверждают, что, прибедняясь, городские власти сильно заигрались, и сегодня многие серьезно преувеличивают свое бедственное положение. В частности, в ходе дискуссии по законопроекту №10037 эксперты отметили, что бюджеты Киева, Киевской области, Одессы, Мариуполя и Харькова остаются существенно профицитными даже после изъятия военного НДФЛ.
- Профицит киевского бюджета составляет 16 млрд гривен за 9 месяцев, так что денег у них немало, - отметил в беседе с KP.UA аналитик Даниил Монин.
С тем, что деньги на помощь армии у столичного бюджета, безусловно, есть, согласен и аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ. А экономист Владислав Банков уверен, что сейчас централизация просто необходима.
- Эти региональные «пильщики бюджета» по всей стране каждый день «осваивают» около 2 млрд грн, - говорит эксперт. – На эти деньги можно было бы с нуля организовать производство боеприпасов или дронов.
Интересно, что мнений по поводу того, нужно или не нужно было забирать деньги у местных бюджетов, не два, а гораздо больше. Сколько экспертов – столько и мнений.
Например, Даниил Монин считает решение забрать военный НДФЛ в госбюджет во время войны совершенно правильным.
- Местные бюджеты, получив к октябрю-ноябрю профицит около 100 млрд гривен, просто транжирили ресурсы через брусчатку и другие такие же «нужные» расходы, - говорит аналитик. – Такое впечатление, что война для них – это повод не «ужиматься», а «зарабатывать».
В то же время Александр Охрименко уверен, что этот налог у местных бюджетов забирать было нельзя, поскольку это ломает Бюджетный кодекс и создает плохой прецедент для того, чтобы в будущем у местных бюджетов забирали налоги, но при этом продолжать требовать финансирование за счет своих денег.
- Местные бюджеты, в основном, тратили деньги на ремонт того, что было уничтожено обстрелами, а брусчатка – это лишь малая часть, - считает эксперт. – Но СМИ ухватились за этот информповод и раздули событие до огромных масштабов.
В свою очередь Владислав Банков считает, что НДФЛ с военных вообще не стоит удерживать.
- Я думаю, что это просто аморально, - отметил эксперт в беседе с KP.UA. – Тех, кто непосредственно на фронте, необходимо освободить от уплаты всех налогов.
Алексей Кущ является сторонником четвертого, принципиально иного пути. По его словам, местные бюджеты тратили военный НДФЛ неэффективно, но и центральный бюджет также образцом эффективности не станет. Местные закапывали деньги в брусчатку, центральный – в «большую стройку», и вопрос, что из этого лучше, даже не стоит.
- Военный НДФЛ должен накапливаться в специальных военных фондах, - рассказал о своем взгляде на этот вопрос Алексей Кущ. - На время войны эти деньги можно было бы вложить в военные облигации, а после войны использовать для социализации военных. После войны денег на это не будет, но зато у нас будет 2 миллиона ветеранов, которых нужно лечить, учить, помогать адаптироваться и открывать бизнесы и т.д. Словом, я считаю, что налоги военных надо для них же и сохранить.