Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как украинским пенсионерам пройти идентификацию онлайн: полная пошаговая инструкция

Как украинским пенсионерам пройти идентификацию онлайн: полная пошаговая инструкция
Фото: Pexels.com/Anna Shvets

Новости о том, что украинским пенсионерам нужно пройти идентификацию, продолжают доводить украинских стариков до нервных срывов, но чиновники не спешат давать исчерпывающую информацию. В Пенсионном фонде KP.UA дали официальный ответ, кому же нужно пройти верификацию, но после прочтения казенной бумаги стало не намного понятнее. 

В Министерстве соцполитики напомнили, что требование прохождения физической идентификации для всех получателей пенсий и социальных выплат не является нововведением и действует в Украине с 2004 года. Это является общепринятой международной практикой для проверки, получает ли выплаты от государства именно тот человек, которому они были назначены.

Но дело в том, что до полномасштабной войны абсолютное большинство украинских пенсионеров и получателей соцвыплат не обращали внимания на действие этой нормы, поскольку проходили физическую идентификацию способом, не привлекающим внимания. Например, обращаясь в банк за получением новой карты. Или же получая пенсию на почте.

Для одной небольшой категории граждан норма прохождения физической идентификации в последние три года не применялась. Речь идет о пенсионерах, которые стали ВПЛ до 24 февраля 2022 года, и связано это было с введением в Украине карантина. Но с 1 июля, в связи с окончанием карантина, эта норма возобновила свое действие.

Кому нужна идентификация

Итак, на сегодня есть две категории пенсионеров, которым абсолютно точно нужно пройти идентификацию.

Во-первых, это те, кто стали внутренне перемещенными лицами до 24 февраля 2022 года.

Во-вторых, это пенсионеры, которые проживали в Украине, получали пенсию через отделения «Укрпочты», но потом переехали за границу и не оформили перевод пенсии на банковский счет. Таким образом, «Укрпочта» потеряла возможность доставлять пенсию, и люди не получали ее более 6 месяцев.

А вот с теми, кому верификация НЕ нужна, дело обстоит сложнее. Отвечая на этот вопрос, в Минсоцполитики используют оборот «скорее всего», что, как вы понимаете, не может считаться однозначным ответом.

«Если вы (даже проживая за границей. – Авт.) контактировали со своим банком или Пенсионным фондом в течение последнего полугода или пользовались электронным кабинетом на портале Пенсионного фонда Украины, скорее всего, подтверждения вашей личности не потребуется. Потому что, снимая со счета денежные средства или оплачивая товары и услуги с этого счета, вы подтверждали свою личность», - немного уклончиво пояснили в Минсоцполитики.

Как пройти идентификацию

Имеющиеся сегодня инструменты позволяют пройти идентификацию как удаленно, так и лично.

Если пенсионер находится на подконтрольной Украине территории, он может посетить любое отделение "Ощадбанка".

Если он находится вне Украины или на временно оккупированных территориях, идентификацию можно пройти двумя способами:

  • авторизовавшись в личном электронном кабинете на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины;
  • обратившись в зарубежное дипломатическое учреждение Украины за получением документа об удостоверении факта, что человек жив. Полученный документ вместе с письменным заявлением о продлении выплаты пенсии, написанным в произвольной форме, следует отправить почтовым отправлением территориальному органу Пенсионного фонда Украины по месту нахождения на учете.

Делаем "Дія.Підпис"

Наибольшие надежды тех, кто сегодня находятся не в Украине, связаны именно с онлайн-верификацией. Правда, у многих возникали опасения, что во время этой процедуры человек дает знать, что он находится на неподконтрольной территории или за границей, в связи с чем к нему возникнут дополнительные вопросы со стороны ПФУ. Эти опасения безосновательны.

Во-первых, в ходе регистрации вы нигде не указываете свое местоположение.

Во-вторых, из этой процедуры вовсе не следует, что ваша основная цель – верификация. Фактически вы просто заходите в свой личный кабинет (это многие делают, например, чтобы уточнить информацию о страховом стаже, подтянутых документах и т.д.), а идентификация является необходимым условием этой процедуры.

Словом, давайте разбираться, как это сделать.

Насколько стало понятно из разъяснений ПФУ, если зайти в свой электронный кабинет на веб-портале можно как с помощью КЭП (квалифицированной электронной подписи), так и с помощью "Дія.Підпис", то верифицироваться – исключительно по второму варианту. Поэтому сначала нужно получить «Дія.Підпис». Отметим сразу, что необходимым условием для этого является наличие в приложении «Дія» хотя бы одного из следующих документов:

  • ID-карта;
  • биометрический загранпаспорт;
  • загранпаспорт, выданный после 2015 года;
  • вид на временное или постоянное место жительства. 

Дальше уже совсем просто.

  1. Авторизируйтесь в приложении «Дія».
  2. В нижнем правом углу перейдите в "Меню".
  3. В "Меню" выберите «Дія.Підпис».
  4. Далее нажмите "Активировать" «Дія.Підпис».
  5. Подтвердите личность через проверку фото, выполняя все указания, которые будут появляться в нижней части экрана: расположить устройство ближе или дальше, выше или ниже, несколько раз моргнуть и т.д.
  6. Придумайте 5-значный пароль для «Дія.Підпис».
  7. Готово! Теперь вы можете подписывать документы в «Дії» и онлайн, а также пройти верификацию на портале ПФУ.

Операция «верификация»

О том, как можно верифицироваться на портале, рассказали в ПФУ. Отметим сразу, что для этого нужно иметь компьютер, смартфон, а в смартфоне, как уже говорилось выше, - "Дію.Підпис". Много ли у нас настолько технически подкованных пенсионеров – вопрос открытый. Но правила верификации придумали не мы – мы лишь помогаем разобраться.

Итак, чтобы пройти идентификацию, нужно зайти на веб-портал электронных услуг ПФУ.

  1. В правом верхнем углу нажмите кнопку «Вход» и выберите опцию «Дія.Підпис».
  2. На экране появится новое окно, в котором нужно нажать кнопку «Получить код для входа».
  3. На экране появится QR-код (много черных квадратиков, расположенных в квадратной сетке на белом фоне), который нужно отсканировать с помощью опции сканирования QR-кода в приложении «Дія». Сканер в приложении находится в верхнем правом углу экрана смартфона. Нужно на него нажать и навести считыватель QR-кода в смартфоне на квадрат с QR-кодом на экране компьютера.
  4. Далее нужно будет подтвердить запрос на авторизацию через «Дія.Підпис» и подтвердить личность через проверку по фото. Для этого нужно выполнять указания, которые будут появляться в нижней части экрана смартфона.
  5. После того как ваша личность будет подтверждена, нажмите «Далее» и введите пятизначный пароль для «Дія.Підпис», который вы придумали в прошлой главе (пункт 6).
  6. Если все сделано правильно, на экране появится сообщение о том, что запрос на авторизацию подтвержден.
  7. При этом вход в личный кабинет на веб-портале электронных услуг ПФУ будет выполнен автоматически.
  8. Для проверки можно зайти в раздел «Мои обращения» и нажать на номер последнего (то есть самого верхнего) обращения. На экране появится табличка, в которой будет записано «Статус обращения – Выполнено», «Вид пенсии/перерасчета - Идентификация через «Дія.Підпис».

P.S. На сегодня идентификацию нужно пройти до 31 декабря 2023 года. Минсоцполитики предлагает пролонгировать срок прохождения физической идентификации на 3 месяца, до 1 апреля 2024 года. Проект соответствующих нормативных изменений пообещали вынести на рассмотрение правительства.