После возвращения топливных налогов прошло уже почти два месяца, а цены на АЗС продолжают расти. Почему ценники на бензин и дизель не останавливаются, какого уровня они достигнут к началу осени и не будет ли в Украине дефицита топлива зимой? Эти и другие вопросы KP.UA обсудила с экспертами.
С 1 июля топливные налоги вернули, и цены на заправках тут же подскочили вверх. Но и спустя вот уже почти два месяца ценники по-прежнему не думают останавливаться.
Для сравнения: если 30 июня А-95 в среднем по Украине продавался по 44,85 грн, а дизель – по 43,40 грн, то 3 июля – по 46,84 и 45,44 грн соответственно, 1 августа – 48,90 и 48,10 грн, 22 августа – 52,54 и 52,06 грн. Подробнее с динамикой цен на украинских АЗС можно ознакомиться здесь.
Несмотря на то что связь между возвращением налогов и ценами на АЗС кажется прямой, экономисты говорят, что все не так просто. Так, аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ уверен, что увеличение налогов влияет исключительно на заработок трейдеров, а не на цену на АЗС.
- Цену на заправках ограничивает лишь платежеспособность населения, а все попытки найти прямую зависимость между налогами и ценами на бензин являются своеобразной манипуляцией, - говорит аналитик. – На самом деле прямой пропорциональной зависимости нет. Топливо – это специфический по эластичности товар, в котором изменение цены не приводит к пропорциональному изменению спроса. Продавцы топлива всегда продают свой товар по максимально возможной цене на рынке, и налоги тут ни при чем. Если бензин покупают по 50 грн за литр, они будут продавать по 50, если будут покупать по 60 – значит, продадут по 60. Топливники просто нащупывают точки, на которых они имеют максимальную прибыль.
Еще два месяца назад Алексей Кущ говорил, что основными причинами подорожания бензина и дизеля в Украине являются рост мировых цен на нефть (на 22 августа цены на нефть марки Brent составили 84,32 долларов за баррель, в то время как два месяца назад они колебались возле отметки 74 доллара), девальвация гривны и сговор крупных сетей. И прогнозировал: что бы ни происходило, списывать подорожание постараются на повышение налогов, чтобы снова пролоббировать их снижение.
Справедливости ради надо сказать, что за первые полгода полномасштабной войны украинский топливный рынок пережил такую структурную трансформацию, которую не переживала ни одна страна мира.
Во-первых, говорит директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, импорт переместился с восточной и северной на западную и южную границы. На смену РФ и Беларуси пришли Польша, Румыния, Болгария, Литва и их порты.
Во-вторых, изменилась логистика. Более 40% импорта начало поступать автотранспортом, в то время как до 2022 года такого вида транспортировки в импорте вообще не было. Соответственно, практически 100%-ная доля железнодорожных перевозок уменьшилась до 40-45%. В условиях войны новая система транспортировки оказалась самой безопасной, поскольку горючее не концентрируется в одной точке.
В-третьих, на рынке резко выросло число участников. Если в 2021-м бензин и дизель импортировали около 130 компаний, то в декабре 2022-го - более 400.
- Украина чувствует глобальные трансформации, как никто другой - по большому счету мы и инициировали изменение глобальных энергетических потоков, когда добились санкций против врага, - считает Куюн. - В настоящее время мы получаем топливо из более чем 20 стран: Бельгия, Болгария, Польша, Греция, Израиль, Индия, Италия, Казахстан, Кувейт, Литва, Нидерланды, Германия, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Словакия, Венгрия, Румыния, Турция, Туркменистан, Финляндия, Швеция. Мы первыми доказали, что без российского топлива можно жить, а сейчас в этом убеждается Европа и мир.
Украинские власти не устают говорить о предстоящей тяжелой зиме, и многих терзают смутные сомнения, что и на топливном рынке все будет непросто.
Сергей Куюн считает, что здесь основная проблема заключается все же не в зиме, а в напряженной ситуации на юге страны, где россияне пытаются как минимум дестабилизировать снабжение морем. Вторым вызовом являются растущие объемы горючего в Черном море российского происхождения.
- СНБО и таможня уже четко дали понять, что будут проверять происхождение товара «до третьего колена», - отметил на своей странице в фейсбуке Куюн. – Поэтому сегодня трейдеры покупают дополнительные опционы у румынской Констанцы (имеет прямой выход в море без дунайских каналов); ищут горючее за пределами Турции (крупнейшего покупателя российского дизеля в мире); перебрасывают объемы с юга на север, через польскую границу. В целом топливный рынок уже сдал два экзамена – летом прошлого года и в конце 2022-го с началом блэкаутов. Проблемы, риски и вызовы сохраняются, но все знают, что делать.
По словам эксперта, топливный рынок отличается от других энергетических секторов оперативностью и независимостью. Здесь никто не ждет, пока правительство или какой-нибудь чиновник что-то скомандует, выделит деньги и т.д. Именно это, говорит эксперт, спасло нас, когда мы потеряли все источники поставок. И именно поэтому существует полная уверенность, что топливо будет и осенью, и зимой, и весной, и так далее.
Делая прогнозы, эксперты были единодушны: цены на заправках будут расти.
- Процесс изменения цен на топливо был довольно плавным из-за того, что перед возвращением налогов в Украину было завезено топливо с запасом, - говорит аналитик Даниил Монин. – Это дало возможность не сразу поднимать цены, но во многом поэтому к осени нас ждет дальнейшее повышение в переделах 2-5 гривен. Кроме того, вдобавок к налогам сейчас цены на нефть из диапазона 70-75 долларов за баррель снова поднялись до 80-85 долларов, и это тоже будет фактором повышения цен.
Сергей Куюн считает, что к началу осени стоимость бензина на АЗС повысится до 57-58 грн за литр, а на дизель - до 55-56 грн за литр. По словам эксперта, цены в мире остаются высокими, запасов дешевого топлива практически нет. Соответственно, рынок будет приходить в баланс с новыми реалиями, подвигая цены вплотную к 60 грн.
Что касается ценников осенью, то, отметил Сергей Куюн в беседе с KP.UA, это будет в первую очередь зависеть от мировых цен на нефть. А их сегодня прогнозировать тяжело.
С тем, что определяющими будут мировые цены на нефть, соглашается и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
- Сейчас цены высокие, если тенденция роста продолжится, то бензин будет дорожать и, соответственно, наоборот: снижение цен на нефть приведет к снижению цен на заправках, - говорит Охрименко. – Но я бы все же рассчитывал на рост, а не на снижение, поскольку в целом это сезонный фактор. Как правило, в осенне-зимний период цены на нефть и нефтепродукты растут, поэтому осенью мы увидим подорожание на АЗС на 10-15%.