Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Польские товары в Украине: действительно ли их так много и что с этим делать

Польские товары в Украине: действительно ли их так много и что с этим делать
Фото: KP.UA

Возить товары из Польши в Украину было выгодно всегда. Качество выше, цены ниже, выбор больше. В определенной степени польские товары даже тихой сапой начали вытеснять китайские и турецкие, поскольку европейские бренды вызывают у многих потребителей больше доверия.

Украинцы к товарам из Польши всегда относились лояльно, и в первые месяцы войны эта лояльность только усилилась. Соседи оказали нам такую помощь, что мы очень хотели их отблагодарить всеми возможными способами, в том числе, покупая польские товары.

Однако в последнее время на фоне запретов на украинский агроимпорт отношение к польским товарам, в частности, к продуктам, начало меняться. А после того, как появилась информация о возможном запрете на польском рынке украинской клубники, многие покупатели в Украине начали очень пристально рассматривать полки отечественных супермаркетов и все чаще говорить о том, что и нам столько польских товаров не нужно.

Действительно ли у нас так много товаров из Польши, чем это опасно и что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию и при этом никого не обидеть? Ответы на эти вопросы KP.UA искала вместе с экономистами.

«По этикеткам можно польский язык учить!»

О том, что сейчас в Киеве все завалено польскими товарами, я узнала от коллеги. По ее словам, это касается продуктов, косметики, бытовой техники. Возможно, частично польские товары заместили импорт из РФ и Беларуси, но, говорит коллега, по ощущениям их слишком много.

- Заходишь в магазин – и можно по этикеткам польский язык учить, – шутит она.

В то же время подруга, которая с начала войны не уезжала из Киева ни на один день, говорит, что никаких изменений не видит.

- Я уже давно для себя решила покупать украинское, так и продолжаю это делать, - говорит подруга. – Молочные продукты, сыр, колбаса, овощные консервы – абсолютно все в моей корзине украинское, не говоря о хлебе или кондитерских изделиях. Единственное, что я в последнее время покупала польское – это, возможно, яблоки, да и то не уверена.

Как видим, ясности эти две короткие беседы в обсуждение проблемы не внесли. Но я уже не раз отмечала, насколько по-разному отвечают на один и тот же вопрос люди, живущие не то, что в одном городе, а даже в одном районе.

Нет единого мнения по поводу польских товаров в Украине и у экспертов.

На полках супермаркетов много крем-сыра польского производителя. Фото: KP.UA

На полках супермаркетов много крем-сыра польского производителя. Фото: KP.UA

Тенденция или явное преувеличение?

Польские товары активно поступают на наш рынок и привлекают украинских покупателей огромным ассортиментом и дешевыми ценами, говорит Александр Болтян, аналитик компании Esperio. По его словам, понимая схемы выгодной покупки, бизнесмены зарабатывают на том, что в период акций и распродаж покупают товары в Польше с огромным дисконтом и потом перепродают их в Украине. Учитывая любовь многих наших покупателей ко всему импортному, схема работает.

Но, говорит Болтян, у такой практики существуют определенные проблемы и негативные последствия.

Во-первых, данная тенденция максимально негативна в силу того, что у нас нет развития собственного производства, и при этом мы открыты для сбыта импортных товаров. По сути, это ведет к экономической деградации. Мы становимся зависимыми от импорта и лишаемся возможности развивать собственную промышленность.

Во-вторых, продолжается тенденция сбыта всякого неликвида в нашу страну, которая в свое время стартовала с массового открытия магазинов секонд-хенд и завоза в Украину старых автомобилей из Европы. Небогатые украинцы воспринимали это как возможность хоть что-то купить, часто не задумываясь над тем, что нам отправляют самое ненужное и в перспективе это грозит превращением в самую настоящую свалку.

Экономист Владислав Банков считает, что большое количество импорта из Польши указывает на очень низкий уровень издержек производства. Ни для кого не секрет, говорит эксперт, что Польша - новый локомотив европейской экономики. И в данном случае мы можем говорить не о злоупотреблениях импортеров или розничных торговцев, а о целенаправленной политике нашего правительства, которое убивает местный бизнес, лишая его деятельность всякого смысла.

В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко не согласен с тем, что количество польских товаров значительно увеличилось. Эксперт отмечает, что для многих из нас характерная индукция, которая в отличие от дедукции представляет собой заключение от частного к общему. То есть, человек пошел в магазин, ему на глаза попались несколько новых польских товаров, и вот он уже делает вывод о том, что всю Украину завалили польской продукцией.

- Польские товары, конечно, есть, но их мало. Другое дело, что наши производители взяли моду писать на украинских товарах названия латиницей, вот и выходит путаница, - говорит Охрименко. - Для всех, кто продолжает настаивать на огромном числе товаров из Польши, есть данные таможни, согласно которым доля Польши в общем импорте составляет всего 11%. Причем около 80% польского импорта – это энергетические ресурсы: бензин, природный газ, сжиженный газ, уголь. А вот чем у нас действительно завалены прилавки – так это бытовой техникой и обувью из Китая, одеждой из Турции. Большинство же продуктов на наших прилавках украинские, за исключением разве что кофе и чая.

Польский чай на полках можно опознать по слову herbata или herbatka. Фото: KP.UA

Польский чай на полках можно опознать по слову herbata или herbatka. Фото: KP.UA

«Пора вводить пошлины»

Аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ также считает, что говорить о заваленных польскими товарами полках супермаркетов было бы большим преувеличением. Но в целом, отмечает эксперт, импорт в Украину увеличился на 20-30% по сравнению с довоенным уровнем. И с какими-то товарами это вполне оправдано – например, с бытовой химией. В Украине много предприятий бытовой химии находилось на востоке и юге страны. Сегодня они либо закрылись, либо разрушены, либо в лучшем случае работают с перебоями.

- Что касается продуктов, то больше стало польской молочки, в частности, сыров, - говорит эксперт. – И на мой взгляд, на фоне того, что поляки обсуждают вопрос блокировки украинской клубники, наша политика «открытых ворот» в ущерб собственным предприятиям молочной промышленности вызывает большие вопросы. Думаю, что по ряду позиций – по польским фруктам, польской молочной продукции – нужно вводить пошлины.

Алексей Кущ подчеркивает, что речь должна идти не о запрете, а именно о пошлинах. Это повысит конкурентоспособность отечественных производителей, которые уже 16 месяцев работают в условиях военных рисков и колоссальных негативных факторов. Украинским компаниям все сложнее конкурировать с польскими, у которых нет проблем ни с постоянными перебоями в работе, ни с электроэнергией, ни с рабочими руками – кстати, часто украинскими

Пошлины на уровне 10-20% нужно вводить на те товары, которые Украина производит самостоятельно, подытожил эксперт. Так мы решим сразу две проблемы – поможем нашему бизнесу и пополним бюджет.

Польский гель для душа в асcортименте. Фото: KP.UA

Польский гель для душа в асcортименте. Фото: KP.UA

По примеру Biedronka

Александр Болтян отмечает: если мы хотим в первую очередь развивать Украину, а не давать возможность экономически развиваться Польше, то должны поддерживать малый бизнес, например, путем создания сети по продаже качественных продуктов. Тем более, что модель бизнеса несложная. В пример эксперт приводит огромную сеть Biedronka, которая состоит из более чем 3000 дисконтных магазинов по всей Польше.

- Каталог Biedronka включает товары, произведенные более чем 500 польскими производителями, - отметил Болтян в беседе с KP.UA. - За счет того, что мелкие производители работают не на корпорацию, а на себя, у них и качество выше, и цены ниже.

Украина должна снижать уровень коррупции и быть готова поддерживать малый бизнес, а не заниматься пополнением казны за счет кредитов и персональным обогащением отдельных лиц от того, что польские товары беспрепятственно заходят на наш рынок, подытожил эксперт. Являясь аграрной страной и имея план развития Украины, мы могли бы и сами успешно запускать такие же «Бедронки». У нас есть потенциал для развития собственного производства с высоким качеством и конкурентоспособными ценами.

Но, уточняет Александр Болтян, очень важна готовность власти поддержать этот путь восстановления Украины. А путь этот будет долгим, и к тому же невыгодным для тех, кто сегодня собирает «сливки» от текущей ситуации.​

Яркий логотип сети Biedronka знают в Польше - и цены здесь, действительно, низкие. Фото: Jacek Halicki/wikipedia.org/

Яркий логотип сети Biedronka знают в Польше - и цены здесь, действительно, низкие. Фото: Jacek Halicki/wikipedia.org/