Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Рост минимальной зарплаты до 8900 грн: насколько это реально и к чему приведет

Рост минимальной зарплаты до 8900 грн: насколько это реально и к чему приведет
Фото: Полищук Максим / УНИАН​

Повышение зарплат в Украине – это больной вопрос. За время войны заработные платы многих украинцев снизились, поэтому любые новости об их возможном повышении встречаются с воодушевлением.

Насколько вероятен рост минималки с 1 апреля и к чему он приведет? В ответах на эти вопросы KP.UA разбиралась вместе с экономистами.

Что в законопроекте

Законопроект №8431 о повышении минимальной заработной платы был передан в Верховную Раду еще 7 февраля и с тех пор более полутора месяцев фактически пролежал без движения. Однако на этой неделе он вызвал в СМИ нешуточный интерес, что, в общем-то, неудивительно: время «Ч» приближается! Первое повышение минималки в законопроекте запланировано на 1 апреля.

В пояснительной записке к документу говорится о том, что в декабре 2022 года фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных граждан составил 7539 грн, в то время как минимальная зарплата - 6700 грн. В среднем ожидается, что в 2023 году фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных вырастет до 8962 грн, в то время как минимальная зарплата останется все на том же уровне 6700 грн. Это составит всего 74,8% по отношению к ожидаемому фактическому прожиточному минимуму (не стоит путать с официальным прожиточным минимумом, который на сегодня для трудоспособных лиц составляет всего 2684 грн. – Авт.).

В связи с вышесказанным авторы законопроекта считают необходимым повысить минимальную зарплату в три этапа: с 1 апреля – с 6700 грн до 7370 грн, с 1 июля до 8107 грн, с 1 октября - до 8918 грн.

Согласно подсчетам авторов документа, дополнительные расходы для реализации законопроекта в 2023 году составят 14 084,4 млн грн.

Насколько это реально

Ознакомившись с документом, можно обратить внимание, насколько он небрежно написан. Например, и с 1 апреля, и с 1 июля, и с 1 октября минималку планируют поднимать с 6700 грн, тогда как очевидно: если с 1 апреля она уже вырастет до 7370, то с 1 июля минимальная зарплата уже будет повышаться с 7370, а не с 6700 грн.

Еще один момент касается расчетов относительно того, какую долю от фактического прожиточного минимума составляет минималка. Для своих вычислений авторы взяли минимальную зарплату «грязными», то есть до уплаты налогов, совершенно не принимая во внимание, что на руки человек на минималке получает не 6700, а 5400 грн. Если же учитывать этот факт, получается, что минималка составляет не 74,8% от фактического прожиточного минимума, а всего 60%.

На небрежность и даже дилетантство авторов обратил внимание и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

- Трудно сказать, кто писал этот документ вообще и пояснительную записку в частности, - отметил эксперт в беседе с KP.UA. – Например, авторы планируют повысить минималку за счет мифических доходов от таможни, что сегодня нереально. Сегодня большую часть украинского экспорта составляет оружие, а с него налоги не снимают. Так что найти дополнительно более 14 млрд грн будет очень проблематично, поэтому думаю, что закон не примут. Нам даже нынешнюю минималку платить сложно - приходится просить деньги в ЕС и США. А если ее настолько радикально поднять, это вообще может привести к коллапсу госбюджета. К тому же и МВФ против дополнительного роста минимальной зарплаты, так как считает, что за этим последует неконтролируемая эмиссия гривны.

В то же время аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак считает, что вероятность принятия законопроекта достаточно высока.

Во-первых, поясняет эксперт, налицо несоответствие уровня прожиточного минимума и уровня минимальной оплаты труда.

Во-вторых, повышение минималки автоматически означает увеличение притока денег в казну со стороны компаний, которые платили сотрудникам минималку. Впрочем, уточняет Орыщак, вряд ли это принесет много денег, так как средняя зарплата в стране гораздо выше минималки.

И, наконец, в-третьих, рост минималки формально демонстрирует заботу правительства о населении. Украинцы устали от войны и безденежья, и поддержать их моральный дух можно и вот таким способом.

К чему приведет

Эксперты в беседе с KP.UA отмечали, что принятие закона и последующее повышение минимальной зарплаты не только маловероятно, но и экономически нецелесообразно.

Экономист Андрей Мартынюк напоминает: доходы подавляющего большинства украинцев не зависят от роста минимальной зарплаты, и ее повышение вовсе не приводит ни к росту благосостояния, ни к увеличению потребительского спроса. Причина проста: повышение минималки означает не увеличение, а выбеливание украинских зарплат, то есть покупать больше просто не на что. Реально способствовать улучшению материального положения сейчас могли бы увеличение прожиточного минимума и минимальных пенсий – вот это действительно имело бы социально значимый эффект.

- Раньше, когда тарифная сетка бюджетников была привязана к минимальной зарплате, рост минималки приводил к росту зарплат по всей тарифной сетке,- поясняет аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ. - Несколько лет назад сетку "отвязали" от минимальной зарплаты, и сейчас она привязана к прожиточному минимуму для трудоспособных. В результате после повышения минималки зарплаты бюджетников не пересматриваются.

Таким образом, продолжает эксперт, рост минимальной зарплаты означает не повышение социального стандарта, а рост фискальной нагрузки на малый и средний бизнес. Фактически это налоговый инструмент государства. Дело в том, что зарплаты в частном секторе, как правило, гораздо выше минимальной зарплаты, и часто вся часть сверх обязательной «белой» зарплаты выплачивается в конвертах. После очередного роста минималки «конвертная» часть зарплаты уменьшается, а официальная увеличивается. Соответственно, растут и налоги, хотя доходы населения остаются прежними.

Максим Орыщак добавляет: среди негативных последствий можно было бы ждать снижение трудоустройства, но в условиях, когда лишних рабочих мест не так уж много, вероятнее, что работодатель будет договариваться с сотрудниками о перераспределении зарплат, чтобы не увеличивался общий фонд оплаты труда. Если так действительно будет происходить, то от принятия законопроекта выиграет государство, а вот люди могут пострадать.

- Возможности как предприятий, так и бюджета в кризис явно ограничены,- подытожил аналитик Даниил Монин. - Кроме того, рост минималки означает рост налогов, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Поэтому считаю, что это пока не целесообразно. Рост должен начаться со средней зарплаты. Когда средняя зарплата начнет повышаться, будет смысл подтянуть и минимальную. Пока же повышение минимальной заработной платы будет просто толкать в тень остатки бизнесов.​