Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
20 апреля
Загрузить еще

15 млрд нового кредита от МВФ: плюсы и минусы для Украины

15 млрд нового кредита от МВФ: плюсы и минусы для Украины
Фото: Photo by Stephen Jaffe/IMF via Getty Images

Украине нужны дополнительные 10 млрд долларов для того, чтобы покрыть потребности бюджета в нынешнем году и начать восстановление экономики. Такое заявление сделал министр финансов Сергей Марченко, добавив, что встреча с директором-распорядителем МВФ Кристалиной Георгиевой, которая состоялась в Киеве 21 февраля, была очень продуктивной. По его словам, Киев и МВФ договорились начать обсуждение новой программы в течение нескольких недель.

Эксперты отмечают, что, по всей видимости, планируется открытие кредитной линии на 15 млрд долларов, но большого воодушевления по этому поводу не испытывают.

Чего больше в очередном сотрудничестве с МВФ – плюсов или минусов? Этот вопрос KP.UA обсудила с экономистами.

«Готовы выполнить все условия»

Исторически так сложилось, что отношение к кредитам МВФ в нашей стране неоднозначное. Среднестатистический украинец от новостей об очередном транше чаще всего остается не в восторге, поскольку задается очевидным вопросом: кто это все будет отдавать, да еще и с процентами?

Эксперты, как правило, с простыми украинцами согласны, чего не скажешь о чиновниках. О выделении нового транша они всегда рапортуют как о «большой победе», словно не набирают новые долги, а достигают каких-то невиданных высот. Для каждого чиновника очередной кредит становится чуть ли не предметом гордости, хотя с точки зрения здравого смысла гордиться тем, что увеличил долг страны на десятки миллиардов долларов как-то странно.  

Еще один немаловажный момент заключается в том, что все непопулярные решения у нас пытаются списать на «требования МВФ». Это очень удобно, ведь таким простым объяснением можно пресечь любое недовольство населения.

При этом эксперты не устают разъяснять: мифические «требования МВФ» - это не что иное, как замаскированные под них «хотелки» нашего родного правительства. Украинские власти уже давно наловчились принимать резонансные законы, повышать тарифы и поднимать пенсионный возраст, прикрываясь якобы требованиями ненасытного фонда.

Вот и сейчас нас, похоже, ждет очередное «затягивание поясов», в котором мы в последнее время преуспели. По словам Сергея Марченко, наши отношения с МВФ достаточно стабильны, мы движемся в направлении полноценной программы с фондом, и Украина готова выполнить «все требования и условия, чтобы продолжить реализацию программы».

Ищем плюсы

Мы с экономистами попытались быть оптимистами и найти в новости о продолжении сотрудничества с МВФ хоть какие-то плюсы.

Александр Болтян, аналитик компании Esperio считает, что кредит МВФ Украине нужен.

- Финансовая помощь, которую государства могут получить от МВФ в случае необходимости, является регулярной подпиткой для нашего бюджета, - отметил эксперт в беседе с KP.UA. - Обычно финансовые транши выделяют при финансовом кризисе, или если страна сталкивается с нехваткой валюты, или высокой инфляцией, проходит через реформы для усиления устойчивости экономики и улучшения ее инвестиционного климата, или для поддержки баланса платежей. А у нас кроме потребности в исправлении экономических ошибок прошлого есть еще и война.

Среди плюсов Болтян также отмечает сам факт финансовой помощи, техническую помощь в области экономики, бухгалтерского учета и управления финансами.

- Позитивно в этой новости то, что МВФ не кредитует войну, - добавляет аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ. - То есть в своих моделях фонд оценивает вероятность завершения войны в этом году либо ее переход в вялотекущую фазу.

И все же минусов больше

Очевидно, что кредит МВФ имеет не только плюсы, но и минусы, и их тоже немало.

- Пока идет война, улучшения инвестиционного климата мы все равно не получим, поэтому в фокусе риски, связанные с получением кредита МВФ, - рассуждает Александр Болтян. - В первую очередь это растущий внешний долг страны, который в этом году уже составляет половину украинского ВВП Украины. Кредит МВФ страна должна будет вернуть. А по данным на конец прошлого года Украина в 2023-м должна выплатить госдолг в размере 17,9 млрд долларов. К рискам кредита можно отнести и условия получения денег, которые влекут за собой реформы зачастую совсем не в пользу населения.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что если Украине и нужен кредит МВФ, то после победы, а не сейчас.

- Кредит МВФ нельзя использовать для реальной экономики, его главная цель - это увеличение золотовалютных резервов, - поясняет Охрименко. – Если говорить в общем, то считается, что при внушительных ЗВР больше вероятность того, что инвесторы будут инвестировать деньги в Украину. Но сейчас идет война, и даже если резервы будут 40 млрд долларов, никто ничего инвестировать не будет. Так что с этой точки зрения в кредите МВФ больше пиара, чем реальной пользы.

Аналитик Даниил Монин признается, что у него также есть большие сомнения в том, нужен ли Украине в этом году кредит МВФ.

- Украине пообещали 18 млрд долларов грантов (денег, которые не нужно возвращать) и 18 млрд евро от ЕС. Кроме того, помогают другие правительства, Всемирный банк, - говорит Монин. – В целом без денег МВФ Украина в этом году может рассчитывать на сумму порядка 42 млрд долларов. Причем кредиты от ЕС идут с нулевой ставкой и с отсрочкой выплаты тела на 10-35 лет. МВФ в такой ситуации выглядит как «белая ворона»: короткие деньги, проценты на уровне 2-3% годовых, да еще и специальные условия по меморандуму. Думаю, что, учитывая вышесказанное, МВФ сегодня выгоден исключительно украинским чиновникам, ведь на него можно будет спихнуть то же подорожание электричества или газа, о чем уже начинают писать СМИ. Так что мое мнение – кредит МВФ нам сейчас не нужен. Но наши чиновники его обязательно возьмут.

Плохо то, соглашается Алексей Кущ, что вместо безвозвратных грантов наших западных партнеров мы будем получать достаточно короткие кредиты, за которые еще и нужно платить проценты. Плюс пакет требований по так называемым структурным маякам или индикаторам. Да и сама сумма в 15 млрд долларов всех проблем не решит. К сожалению, отмечает эксперт, этих денег не хватит ни на покрытие внутренних дисбалансов, ни на послевоенное восстановление.

- Впрочем, скорее всего, предназначение этого кредита несколько иное: быть «тараном» политико-экономических требований наших кредиторов и международных партнеров, - предполагает Алексей Кущ. - Политкорректность не дает права, скажем, Германии, при выделении гранта, обставлять его пакетом требований, хотя определенные «пожелания» у них, конечно, есть. Зато Международный валютный фонд может без проблем составить такой меморандум, и логика наших партнеров будет следующая: когда выполните требования МВФ, получите и наши гранты.

В тему

«Это не кредит, а депозит»

Алексей Кущ считает, что МВФ в нашей стране в значительной мере демонизирован и мифологизирован, поэтому некоторый «ликбез» не помешает.

- Начнем с того, что обиходное слово «кредит», применяемое экспертами и политиками по отношению к деньгам фонда, по своей сути глубоко неверное, - говорит Кущ. - Фонд не кредитует своих участников, а размещает в центральном банке страны-участника валютный депозит. Центральный банк в своих активах «резервирует» аналогичную сумму в национальной валюте «на имя фонда». По сути – это взаимное размещение депозитов между центральным банком страны-участницы и МВФ, применительно к Украине - между Нацбанком и МВФ.

Что касается подписантов, то МВФ сотрудничает с министром финансов и главой центрального банка страны-реципиента: подписи именно этих чиновников стоят на большинстве меморандумов цивилизованных стран. Правда, уточняет Кущ, есть практика африканских и некоторых азиатских стран, где в качестве подписантов выступают даже лидеры оппозиции – это практика для стран с незрелой политической системой.

И, наконец, меморандум – это не документ МВФ, а программа Украины, которую она обязуется выполнить. Это наш документ, наши добровольные обязательства, а Фонд лишь соглашается с предложенным пакетом действий и выделяет деньги.

Либо же не соглашается и деньги не выделяет. ​