Для того чтобы понять, что война изменила потребительское поведение украинцев, далеко ходить не надо – достаточно каждому проанализировать свои расходы за последние два месяца. Изменения у каждого свои. Например, одна из моих подруг переключилась на заполнение холодильника, морозилки и прочих «закромов»: говорит, что такие «хомячьи запасы» ее немного успокаивают и дают уверенность в завтрашнем дне. Другая стала покупать гораздо больше алкоголя, уверяя, что между ней и воздушной тревогой должно быть как минимум 40 градусов. Третья все деньги отправляет на помощь армии, оставляя себе самый минимум.
Как скоро украинцы смогут вернуться к своим мирным предпочтениям, на что пойдут наши деньги после победы и научит ли нас война жить «здесь и сейчас», не откладывая все хорошее «на потом»? Об этом мы поговорили с экспертами.
На днях аналитики OLX рассказали, что ищут и покупают украинцы во время войны. Оказалось, что наиболее востребованными товарами, как и в довоенный период, остаются электроника и одежда. Однако конкретные запросы в категориях изменились.
Например, если говорить об электронике, то на 40% вырос спрос на ноутбуки, а поиски телефонов на платформе подскочил в 2,5 раза. Также покупатели часто ищут дополнительные источники питания – пауэрбанки, которые до войны украинцев почти не интересовали.
Что касается одежды, то на первое место уверенно вышел комфорт: спрос на кроссовки вырос вдвое. На спортивные костюмы аналитики насчитали 35 млн запросов, на чемоданы – 30 млн.
Среди детских товаров лидерами стали сезонная одежда (в первую очередь кроссовки и куртки), а также детские велосипеды и самокаты.
В категорию «Дом и сад» война также внесла коррективы. Украинцы активно ищут генераторы (60 млн поисков), буржуйки (11,8 млн) и матрасы (7,4 млн поисков).
В категории «Животные» самыми популярными запросами являются «отдам животное» (рост в 4 раза) и «переноска для животного» (рост в 63 раза).
И, наконец, за два месяца войны на площадке появились совершенно новые запросы – бронежилеты и даже танки. Правда, как объяснили аналитики платформы, подобные объявления деактивируются с целью поддержания безопасности и борьбы с перепродажей гуманитарной помощи.
Как видим, война изменила потребительские предпочтения украинцев довольно существенно. Каждый запрос - от пауэрбанка до кошачьей переноски - так или иначе связан с войной. Понятно, что покупается все это не для приятных путешествий, а для того, чтобы максимально подготовиться к разным вариантам развития событий – от жизни без электричества до срочной эвакуации.
И, говорят эксперты, к довоенному потреблению мы вернемся еще не скоро.
- Во время войны люди становятся более прижимистыми и покупают только то, что необходимо, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Денег у населения немного, на все их однозначно не хватит, так что к покупкам большинство подходит очень выборочно.
Если говорить о послевоенном времени, то, по мнению экономиста, основными расходами станут строительство и ремонты. Причем, учитывая масштабы разрушений, на ремонты придется потратиться даже самым бедным.
Традиционно много денег будет уходить на лекарства: у нас это всегда существенная статья расходов, а после войны здоровее мы точно не станем.
После победы украинцы, скорее всего, будут реже покупать одежду и обувь, не так часто обновлять гаджеты. Мы еще долго будем помнить о том, как мало помещается в «тревожный чемоданчик», так что потребности будут переосмыслены.
Путешествия для многих надолго останутся в прошлом. И дело не только в том, что после этой изнурительной войны люди станут еще беднее, а в разрушенной инфраструктуре. Все просто: нет аэропортов – нет путешествий. Заменить самолет на поезд, автобус или автомобиль будут готовы далеко не все туристы.
Впрочем, все это дело будущего. Для того чтобы украинцы вернулись в своих покупках к мирным предпочтениям, прежде всего нужен этот самый мир, говорит Охрименко. Плюс хорошая работа с нормальной зарплатой.
- Это будет долгий путь, - добавляет экономист Владислав Банков. - Даже после окончания войны пройдет некоторое время, чтобы потребление восстановилось.
С ним соглашается и психолог Виктория Егорова.
- Война останется в жизни людей еще очень надолго, - считает Егорова. – Например, сейчас, несмотря на то что война идет уже два месяца, люди мыслями постоянно возвращаются в мирное время, думают о мирных вещах, планируют какие-то покупки и мероприятия, ненадолго забывая, что все изменилось. Точно так же, когда война закончится, нам еще долго нужно будет привыкать к другому порядку. Но со временем все вернется на круги своя. Да, сегодня действительно акценты сместились, но когда-нибудь мы снова заживем по-прежнему, транжиря деньги на ненужные покупки.
Сегодня волонтерство в Украине достигло невиданных масштабов: многие действительно отдают последнее, чтобы поддержать армию и страну. Сохранится ли этот душевный порыв после войны? Переключимся ли мы с помощи армии на помощь малоимущим, больным, детям, животным и т.д.? Мнения экспертов по этому поводу разделились.
- Волонтерство как явление прочно вошло в жизнь украинцев с 2014 года, так что никуда оно не денется и, возможно, даже усилится. Хотя и будет находить другие сферы применения, - считает Виктория Егорова. – Волонтерство в нашей стране стало определенным символом единения и взаимопомощи всего украинского народа, так что оно останется в Украине если не навсегда, то уж точно очень надолго.
В то же время Владислав Банков считает, что хотя волонтерская деятельность, безусловно, продолжится и после войны, она не будет столь массовой.
Александр Охрименко также считает, что волонтерство после войны сохранится, но будет достаточно слабым. Во-первых, поясняет эксперт, пик волонтерства всегда приходится на периоды катастроф. Во-вторых, и так небогатые украинцы станут еще беднее. И, наконец, в-третьих, после победы на волне эйфории украинцы захотят тратить деньги не только на все необходимое, о чем говорилось выше, но и на развлечения.
Продолжая тему эйфории и большой тяги к развлечениям после победы, эксперты отмечают, что, возможно, украинцы наконец-то научатся жить сегодняшним днем.
Как-то так повелось, что мы привыкли откладывать деньги не на «светлый день», а на «черный день», не на путешествия и рестораны, а на лечение и старость, не на жизнь, а на похороны.
А как часто мы говорим себе: не время отдыхать, сейчас надо работать и зарабатывать! И в итоге часто получается, что время отдыхать не наступает никогда.
Так вот, сегодня, когда многие потеряли имущество, отношение людей к потребительству вообще и вещам в частности меняется.
Одна моя подруга всю жизнь пахала на нескольких работах, шаг за шагом идя к своим материальным мечтам: квартира, дорогой ремонт, машина. Сегодня она потеряла все, уехала из родного города с маленьким рюкзаком и жалеет только о том, что так много времени тратила на работу ради заработка для покупки вещей, которые в итоге ничего не значат. И так мало – на ежедневные радости, на общение с дочкой, да даже просто на отдых.
Мы как-то и раньше слышали о том, что «не в деньгах счастье», что «всех денег не заработаешь», а сегодня для многих наступило прозрение: жить надо сегодня и сейчас, потому что завтра может и не быть.
- Пока еще непонятно, как нам придется жить в будущем, но, наверное, «здесь и сейчас плюс немножко про запас» - это самое правильное решение, - говорит Егорова.
Что касается «запаса», то есть сбережений, то, считают экономисты, финансовые привычки украинцев радикально не изменятся. И многие по-прежнему будут хранить наличную валюту под матрасами – война только убедила их в правильности выбранной стратегии.
- Жизнь «здесь и сейчас» однозначно сократит уровень сбережений, - резюмировал Владислав Банков. – Но при этом текущее потребление увеличится, что позитивно скажется на украинской экономике.