Месяц войны показал, что в коммунальной сфере Украины наступили полные «разброд и шатания». Проблем масса, причем все они вызваны несовершенством системы – от отсутствия бумажных платежек за коммуналку до ситуации, когда люди, которые уехали за тысячи километров от дома, по-прежнему вынуждены передавать «мифические» показания счетчиков.
Об основных проблемах с коммуналкой, списывании их на войну и возможных сроках восстановления разрушенного жилья мы поговорили с главой правления Союза потребителей коммунальных услуг Олегом Попенко.
- Олег, насколько катастрофична сегодня ситуация с неплатежами за коммуналку?
- Ситуация по разным регионам сильно различается. Я делал срез по трем зонам, и согласно этим данным в регионах, где шли активные боевые действия, уровень платежей составляет до 10%.
Например, в Харькове оплачено до 10%, в Николаеве – чуть больше. Если брать зоны вблизи боевых действий, то там уровень платежей поднимается до 40%. И, наконец, очень улучшились данные по Западной Украине: если в начале месяца уровень платежей здесь составлял 30-40%, то на конец марта цифры выросли до 85%. Речь идет о регионах, где боевых действий нет вообще – это Тернопольская область, Буковина.
- Власти и собственное чувство долга призывают нас платить за коммуналку, но что делать, если нет такой возможности?
- Платить нужно. Сколько можете – столько и заплатите. Понятно, что возможности платить сегодня есть далеко не у всех, но дело не только в сегодняшних возможностях, но и в неопределенности. Принимая решение «платить или не платить», люди думают еще и о том, сколько времени продлится война, на что могут понадобиться эти деньги через месяц, два.
У людей, которые выехали за рубеж, тоже все непросто. Даже те, кто выехали с деньгами, тратят их, ведь на 200 евро пособия в месяц в Европе не проживешь. Да, кто-то устроился чуть лучше, выехав к детям или родственникам и обеспечив себе крышу над головой. Но миллионы наших сограждан живут в спортзалах, и они точно не думают о том, как заплатить за коммуналку. Отсюда и такие огромные неплатежи.
Разребать завалы после вражеских обстрелов приходится коммунальным службам. Фото: facebook.com/kyivtransportDTI
- Сегодня, когда миллионы украинцев вынужденно покинули свои дома, показания счетчиков либо вообще не передаются в ЦКС, либо передаются цифры «с потолка». Уже сейчас понятно, что с такими «потолочными» цифрами мы закончим отопительный сезон – и что дальше?
- А дальше – бардак и полный хаос.
Я этот вопрос неоднократно поднимал в последние годы, ссылаясь на европейский опыт. В Европе никто так не издевается над потребителями, заставляя их передавать показания счетчиков каждый месяц. В той же Италии или Германии потребление коммунальных услуг насчитывается ежемесячно по средним показателям, а раз в год приходит инспектор и сверят данные. Уплачено меньше – потребитель доплачивает, больше – ему возвращают переплату.
И если раньше еще можно было как-то дискутировать по этому вопросу, то война четко показала полную несостоятельность существующей в Украине системы передачи показаний. Сегодня можно однозначно говорить о том, что по водоканалу и ТКЭ надо менять систему подачи информации, а значит - менять законы.
- Украинцев призывают платить за электроэнергию, но при этом люди сутками сидят без света, платить за воду – но некоторые неделями сидят без воды. Понятно, что в стране война, и отсутствие воды – это не самое страшное. Но и платить за такое существование в «подвешенном состоянии» многие не хотят.
- Сегодня все проблемы списываются на войну, и это на первый взгляд логично. С другой стороны, во многих проблемах виновата не столько война, сколько отсутствие внятной информационной политики предприятий. Коммунальные предприятия должны предупреждать, проводить разъяснительную работу, размещать информацию не только на своем сайте, а на уровне города – на местном ТВ, на радио. Во время войны этому надо уделить в разы больше внимания.
Сегодня люди стали очень чувствительны к мелочам. И в таких условиях, когда все на нервах, коммунальщики должны не усугублять ситуацию, а сглаживать ее, в том числе и минимизацией всех этих неприятных неожиданностей, если это возможно. Мы же сейчас видим полностью неработающую модель информирования общества.
- Еще одна недоработка коммунальщиков-управленцев – это отсутствие платежек. Понятно, что мы тут – «страна в смартфоне», но все же пенсионеры привыкли платить по старинке, и многие переживают из-за отсутствия привычных бумажных платежек.
- Это вопросы к ЦКС: почему не выписываются платежки, в то время как потребители продолжают платить за эту услугу? Понятно, что кто-то из сотрудников уехал, кто-то не выходит на работу из-за невыплаты зарплаты, но нас это не должно касаться. К тому же сами управленцы загнали себя и нас в замкнутый круг: люди не платят за коммуналку, потому что им не приходят платежки, а в том же ЦКС сотрудникам не платят зарплаты, потому что население не оплачивает коммуналку.
- Возможно, действительно многие сотрудники уехали? Когда речь идет о спасении жизни своей и своих детей, мало кто задумывается о том, что надо было идти на работу и выписывать платежки…
- ЦКС – это коммунальная компания, а не частная, и она должна выполнять свои обязанности, чтобы система работала. Да, идет война – но она уже идет второй месяц, не слишком ли много времени на «раскачку»? Если спустя более чем месяц система по-прежнему не работает из-за войны, вывод однозначен: она неправильно налажена и неправильно управляется.
Бригады КП «Харківводоканал» только 30 марта устранили шесть повреждений на трубопроводах с холодной водой. Фото: t.me/citykharkivua/
- Есть еще и такой вопрос, назовем его «морально-этическим». Оплата коммуналки – это не только зарплаты коммунальщикам, но и сверхдоходы олигархов. Как вы считаете, не нужно ли сегодня снижать тарифы, возможно, вводить какие-то «тарифы военного времени»?
- Здесь нужно говорить о роли государства. К сожалению, что до войны, что сейчас роль НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг) и Минрегиона в тарифной политике минимальна. НКРЭКУ так и не стал регулятором, принимающим законодательные акты, которые бы помогли навести порядок в тарифной сфере.
Что касается ответа на вопрос, то, думаю, что это должны быть не специальные тарифы, а компенсации со стороны государства.
В зонах активных боевых действий - Харьков, Николаев, Мариуполь, Буча, Ирпень и т.д. – коммуналка должна быть компенсирована полностью. В таких условиях человек не может и не должен думать о коммунальных платежах.
В зонах, приближенных к боевым действиям, должна быть частичная компенсация.
А в мирной Западной Украине ничего компенсировать не надо.
У нас государство от решения этой проблемы самоустранилось, хотя данная модель должна была быть отработана еще три недели назад. Но ведь мы не можем говорить, что, если город разрушен, коммунальщикам там делать нечего! Условно говоря, если в том же Харькове ЖЭКи не будут убирать улицы, то это только усугубит гуманитарную проблему. Сегодня многие говорят, что даже вывоз мусора становится маркером того, что жизнь налаживается и все будет хорошо, а для некоторых вывоз мусора в нынешних условиях – это чуть ли не праздник. Человек выходит на улицу, видит, что чисто, настроение улучшается – это чистая психология.
- Вывоз мусора – это, безусловно, замечательно, но, к сожалению, проблему разрухи во многих городах не решает. Вы подсчитывали, сколько времени отнимет, скажем, восстановление жилого фонда в Украине?
- Точно посчитать, сколько домов сегодня разрушено, нереально. Мы, пользуясь имеющимися данными, считали приблизительно: в Мариуполе – около 1000, в Харькове – 1430, в Киеве – порядка сотни, в Буче, Ирпене и Гостомеле - больше 1000, в Чернигове – 600-700 плюс разрушения в других областях. Итого, по нашим оценкам – около 8 тыс. жилых многоэтажных домов, или около 70 млн квадратных метров.
- Сколько лет потребуется на строительство эти утраченных «квадратов»?
- До войны при самых хороших раскладах, когда деньги были и у строителей, и у инвесторов, в Украине строилось порядка 8 млн квадратных метров в год. То есть в довоенных условиях на строительство 70 млн квадратных метров стране потребовалось бы 9-10 лет, а в нынешних условиях – минимум 15. И это не говоря от том, что разрушены дороги, инфраструктура, больницы, детские сады, школы. Все это очень важно, потому что нельзя просто восстановить дом, но при этом вокруг него не будет ни школы, ни больницы, ни даже дороги – как тогда людям жить?
Поэтому просто строить дома на месте разрушенных – это неправильно. Нужно восстанавливать жилье в привязке к инфраструктуре, железной дороге, работающим предприятиям. Скажем, был небольшой город, половина населения которого работала на одной-единственной фабрике. Очевидно, если эта фабрика разрушена, восстанавливать жилой фонд без восстановления предприятия нецелесообразно. А строительство нового предприятия – это очень дорогое удовольствие: создание одного рабочего места в Украине обходится в сумму от 20 до 200 тыс. долларов.
Так что восстановлению жилого фонда, если учитывать не только строительство домов, но и рабочие места, инфраструктуру, должно предшествовать очень сложное моделирование.
- Но это уже послевоенные задачи?
- Нет, моделирование ситуации должно начинать работать на уровне государства уже сейчас как огромная машина. Каждая облгосадминистрация должна систематизировать данные – сколько людей выехало, сколько осталось, какова специализация выехавших и оставшихся. Немаловажный момент - уровень безопасности. Стоит ли отстраивать город, когда агрессор находятся в 20-50 км? Возможно, есть смысл перенести производство в безопасные регионы, чтобы люди начинали работать уже сейчас?
Отдельный момент – это само определение жилья, в котором, как мне кажется, власть делает принципиальную ошибку. Сегодня много говорят о необходимости строительства временного жилья, в то время как людям надо предоставлять не временное, а социальное жилье. Можно за несколько месяцев построить хорошие дома по 3-4 этажа, а уже потом начинать заниматься восстановлением на местах. Очевидно, что восстановление Бучи или Гостомеля – это годы на разминирование, анализ, инфраструктуру, школы, больницы, а внутренним переселенцам на западе Украине надо где-то жить уже сейчас.
Потому необходимо думать уже сегодня, как строить, где строить и что. Сколько переселенцев есть в том или ином городе или области, сколько есть рабочих мест. Ведь выехало 3,5 млн человек, значит, возникло огромное количество вакансий, которые нужно заполнить, и все это – большая работа.