Парламентарии фракции «Слуга народа» собрали подписи для проведения внеочередного заседания Верховной Рады, где хотят заслушать отчеты главы МВД, генпрокурора и директора ГБР о расследовании уголовных дел против некоторых депутатов. В сфере интересов, в частности, история Александра Трухина, чья элитная «Ауди А-8» спровоцировала ДТП с шестью пострадавшими.
Мы не случайно подчеркнули «элитная». Ведь в недрах Рады ждет своей участи законопроект, который наверняка не оставит равнодушным простой народ. Вкратце его суть такова: за нарушение правил дорожного движения бедные будут платить меньше, а богатые – больше! Богатые – это те, которые разъезжают на элитных автомобилях.
С позиций социальной ненависти идея очень хороша. Но вот юристы обескуражены.
Десять народных депутатов, которые значатся в авторах законопроекта, не стали отягощать себя долгими пояснениями, зачем он необходим. В пояснительной записке предлагается ввести понятие «элитное транспортное средство» для легковых автомобилей, среднерыночная стоимость которых превышает 375 минимальных зарплат. В настоящее время – это порядка 85 000 долларов.
В Кодекс Украины об административных правонарушениях предлагается внести дополнения, которые обяжут владельцев «элиток» платить штрафы в 10 раз больше по 12 видам нарушений. Самые популярные из них – это превышение скорости, оставление места ДТП, вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Если законопроект одобрят и примут, то за превышение скорости на 20 километров владелец Део «Ланос» заплатит 340 гривен, а «Ауди А-8» – 3400. Или вот еще нагляднее: пьяненького «жигуленка» накажут на 17 000 гривен, а поддатого «мерседесника» - на 170 000. Езда без прав обойдется владельцу бюджетного авто в 3400 грн, а с «элитчиков» возьмут 34 000 грн.
Многим замысел импонирует. В обсуждениях даже предлагают снизить планку элитности до 50 000 долларов. А вот дотошные юристы сразу хватаются за Конституцию.
- Статья 24-я Конституции гарантирует равенство перед законом и запрещает привилегии либо ограничения по ряду признаков, в том числе по имущественному состоянию, - говорит адвокат Вадим Володарский. – Если допустить, что такой закон примут, это будет дискриминацией по отношению к людям, которых мы считаем богатыми.
Эксперт отмечает, что и само понятие богатства очень зыбкое. Машина не может являться критерием. Вадим Володарский приводит пример, который в 2017 году взорвал информационное поле.
На столичных «Осокорках» обнаружили дедушку, который привез на продажу мед в багажнике легендарной «Теслы». В торговце узнали Николая Ульянича – академика, автора множества научных трудов о пчеловодстве, создателя уникальной методики лечения пчелами. В Фейсбуке 82-летний ученый рассказал, сколько ему пришлось работать, чтобы купить электромобиль.
- Прошу всех: не надо рыться в моих нечестных заработках - их не было, нет и не будет, - написал владелец подержанной «Теслы».
Тем временем действительно богатые люди редко сами садятся за руль, они нанимают водителей.
- Владельца машины нельзя штрафовать, если не он совершит нарушение. А за что брать десятикратный размер штрафа с водителя, который является наемным работником на элитной машине? – задается вопросом адвокат.
Ладно, с Конституцией мы уже не раз шалили, на права человека поплевывали. Те же «письма счастья» по снимкам камер видеофиксации под большим конституционным вопросам, а штрафы капают в казну.
В новом законопроекте самый большой интерес - не кого штрафовать, а как узнать, отвечает ли авто критериям элитности. Ведь сегодня постановления о штрафах за то же превышение скорости выписывает полицейский.
- Нужен механизм, по каким критериям полицейский будет определять среднерыночную стоимость разных машин. Либо у него должна быть электронная база с ценой разных моделей машин. Но в реальности представить это невозможно. Стоимость машины определяет ее модель, комплектация, год выпуска, километры пробега, - говорит адвокат Евгений Кузьмин. – Все это невозможно учесть при поверхностном осмотре. Даже абсолютно новый автомобиль, когда выезжает их автосалона, сразу теряет 10 процентов стоимости.
Если позволить полицейским определять элитность на глазок, то такие постановления будут массово обжалованы в судах после экспертиз. А стоимость этих экспертиз придется компенсировать государству, прогнозирует Евгений Кузьмин.
По мнению юристов, такой закон никогда не будет принят и вряд ли вообще вынесен на обсуждение Рады. А даже немного жаль – красиво было помечтать о социальной справедливости.
Тем временем идея соразмерности штрафов социальному положению не взята из воздуха. Например, в Финляндии штрафы зависят от зарплаты нарушителя. Среднедневной заработок делится на два и умножается на коэффициент тяжести нарушения.
В Швейцарии штрафы рассчитываются на основании дохода и имущества, которые указаны в декларации. Так, жительнице Цюриха удалось прославиться благодаря одному из крупнейших в истории Европы штрафов. На своем «Рендж Ровере» женщина ехала со скоростью 93 километра в час, тогда как разрешенная скорость на этом участке дороги составляла 50 километров. Поскольку состояние нарушительницы оценивалось в 12 миллионов евро, суд назначил штраф в 370 тысяч евро. После жалоб в апелляционный суд миллионерше удалось снизить санкцию до 192 825 евро. За такие деньги она могла бы приобрести три новых приличных автомобиля.
Нарушителям режима скорости в Норвегии или Исландии приходится платить 10% от своего годового дохода.
Но ни один из европейских опытов нам сегодня не подходит, поскольку львиная доля доходов украинцев находится в тени. Безработный, бездомный, безродный украинец может свободно кататься на «Мерседесе» Е-класса и никого этим не удивлять. Возможно, поэтому авторы законопроекта и ухватились за эту зацепку.