Речь Владимира Зеленского в парламенте была настолько полна радужных планов, что кое-кто из украинцев задумался, неужели у нас в ближайшее время построят развитой социализм, а кто-то, как мы, задался вопросом: где брать деньги на все обещания президента?
Основные экономические обещания Владимира Зеленского касались социальной и инфраструктурной сферы.
Так, например, президент пообещал внедрить экономический паспорт украинца. Идея заключается в том, что каждый украинский ребенок получит право накапливать на своем счете часть от реализации государством природных благ, а по достижении совершеннолетия получит эти накопления как собственный стартовый капитал. Более того, даже была озвучена сумма – около 10 тысяч долларов к совершеннолетию каждого ребенка, который родился после 2019 года, то есть после прихода к власти Зеленского. Народ тут же начал шутить, что дети, рожденные при Порошенко, Януковиче или Ющенко, оказались недостойными такой чести.
Кроме того, президент пообещал реализовывать новые инфраструктурные объекты. Причем государство будет инвестировать как в железные дороги, так в авиацию, а также обычные дороги и мосты. В своей речи президент пообещал построить новые мосты (810 штук), запустить новые электрички (80 штук) и новые поезда Интерсити+ (10 штук), а также привести в порядок 15 тысяч км дорог. И все это - за 2 года. Также в ближайшее время начнут создавать национальную авиакомпанию UNA, которая к 2025 году получит 22 самолета Airbus.
Также, по словам президента, в ближайшее время каждый украинец сможет взять целевой кредит на покупку собственного жилья, электромобиля или обучение под 5% годовых в гривне. И это при условии, что в этом году инфляция превысит 10%.
Глава государства пообещал, что средние зарплаты врачей с 1 января вырастут до 24 тысяч гривен, а минимальная зарплата врача составит 20 тысяч гривен.
А чтобы не шокировать людей высокими тарифами, уже со следующего года планируется начать внедрять программу «большой термомодернизации». Она будет охватывать утепление школ, детских садов и больниц. Всего на нее планируют потратить 300 млрд грн.
Как видите, планы амбициозные. Одни только инфраструктурные проекты по цифрам предполагаемых затрат могут посоперничать с подготовкой страны к футбольному Евро-2012. А если приплюсовать туда все озвученные «хотелки» президента, то наверняка можно получить какие-то фантастические цифры, которые не потянет ни один бюджет Украины.
У кого-то может сложиться впечатление, что власть от нас что-то и скрывает. Неужели Украина наконец нашла легендарное «золото Полуботка» или где-то на территории страны начал бить нефтяной фонтан?
Эксперты с юмором относятся к президентским амбициям и говорят, что, скорее всего, главу государства подставляет его собственное окружение. Ведь президент не очень хорошо разбирается в экономике и цифрах. А ему предлагают озвучивать самые амбициозные планы в надежде, что появятся инвесторы, готовые это все профинансировать.
- Выполнить все обещания Зеленского можно было бы разве что в случае, если бы США согласовали пресловутый инвестиционный план на 277 млрд долларов, - шутит экономист Алексей Кущ. – Этих денег, скорее всего, хватило бы. Но США нам такую сумму не дадут, поэтому нужно понимать - цель президента удивить слушателей своей речью, а не в итоге реализовать ранее обещанное. Он рассчитывает на так называемый вау-эффект. В окружении президента есть люди, которые считают, что если ты будешь перед инвесторами озвучивать нереальные цифры, то 90% пройдут мимо, но 10% заинтересуются и будут инвестировать в эти проекты. Нужно понимать, что этот самый вау-эффект даже на потребительском микроуровне работает очень короткое время, и если за пустыми обещаниями не стоит что-то реальное, то человек перестает верить в это. А с серьезными инвесторами это точно не сработает.
По словам Алексея Куща, инвестор, в отличие от простого человека, помнит, чего стоят обещания президента и его команды.
- Помните, как премьер Гончарук обещал поднять экономику на 40% за пять лет? – продолжает Кущ. – Потом нам обещали создать 500 тысяч новых рабочих мест, привлечь многомиллиардные инвестиции и т. д. Если записать все эти обещания в столбик, то получится, что ничего не выполнено. Более того, откройте данные Госстата – за последние 9 месяцев в промышленности сократилось 40 тысяч рабочих мест, в транспортной отрасли – минус 15 тысяч работников и даже в медицине, которая из-за ковида должна была бы увеличиваться, мы получили минус 23 тысячи работников. Как говорил Валерий Лобановский, счет – на табло.
Экономисты говорят, что любой из озвученных президентом проектов в перспективе реализовать можно. Но экономического смысла в этом нет.
- Украина не такая уж бедная страна, и купить 22 самолета Airbus для национальной авиакомпании – это не проблема, - продолжает Кущ. – Но какой в этом смысл? Дело в том, что государственные инвестиции должны создавать мультипликатор в экономике. На каждую вложенную гривну ВВП страны должен расти на 4-5 грн. То есть при вложениях в 100 млрд грн ВВП должен увеличиваться на 400-500 млрд грн. Инвестиции государства должны дать старт реиндустриализации и инженерной модернизации страны. Возьмем пример той же национальной авиакомпании. Если бы она создавалась на базе украинских самолетов, причем не только пассажирских, но и грузовых, это могло бы дать эффект для экономики. Можно было бы развивать систему международных авиаперевозок, строить склады для товаров, превращая Украину в международный грузовой хаб. Но это не происходит. Более того, мне кажется, что все проекты Зеленского, в которые даже заложены хорошие идеи, попросту извращаются до неузнаваемости его окружением и исполнителями. Программа кредитования 5-7-9% оказалась неэффективной, выплаты ФОПам карантинных 8 тысяч – грустно вспоминать. Также уверен, что и выплата 1 тысячи гривен за вакцинацию окажется провальной.
По словам эксперта, лучше всего у нас реализуются строительные проекты, в которых заложен интерес тех или иных чиновников.
- Павел Лазаренко сказал фразу «ты в теме, но не в деле», - продолжает Алексей Кущ. – Чиновникам очень выгодно строить дороги из-за того, что там налажена система откатов. Любой другой инфраструктурный проект, в который не будут заложены их интересы, реализовываться не будет. Вот и получается, что на строительстве дорог у нас зарабатывают все, кто может, кроме нас – мы платим за реализацию проектов Китаю, Турции и Беларуси, поднимаем их экономики, а сами от этого ничего не получаем.
По его словам, скорее всего, из озвученных президентом направлений в ближайшие годы продолжат реализовываться исключительно инфраструктурные проекты.
- Деньги продолжат закатывать в асфальт, - резюмирует Алексей Кущ. – Думаю, что построят или отремонтируют несколько мостов. Может быть, отремонтируют несколько региональных аэропортов. На большее сил не хватит. А о том, что отечественная критическая инфраструктура, построенная во времена СССР, сейчас находится в плачевном состоянии, президент даже не вспомнил. Поэтому украинская экономика при таком подходе в ближайшее время будет походить не на локомотив, который несется вперед, а на памятник паровозу, который гордо стоит на постаменте недалеко от столичного вокзала. Красиво стоит, но никуда не едет.