Так считает главный научный сотрудник отдела современной этнографии российского Музея этнографии в Санкт-Петербурге, кандидат исторических наук Владимир Дмитриев
Недавно, читая Ленина, наткнулся я на такие зловещие строки: «…было бы ошибочно упустить из виду, что после победы пролетарской революции хотя бы в одной из передовых стран наступит, по всей вероятности, крутой перелом, именно: Россия сделается после этого не образцовой, а опять отсталой (в «советском» и в социалистическом смысле) страной». («Детская болезнь левизны в коммунизме».)
Факт вечной российской отсталости - моя больная и любимая тема, с которой я опять обратился к ученым Санкт-Петербурга (московским я как-то не доверяю).
- Почему у нас все не как у людей? Может, причина в этносе? Или даже в географии этноса? Как поведал мне один знакомый наркоман - качество наркотика зависит от того, где выращен мак. Если в Афганистане - наркотик сильный, если на Саратовщине, то паршивый. Возможно, так же и человек: если родился в Западной Европе, Японии - это одно качество. А другие земные зоны поди менее для человека благоприятны?
Известный этнограф Владимир ДМИТРИЕВ ответил на это так:
- Не соглашусь. Та же Япония до революции 1868 года была крайне отсталой страной. Один из героев русско-японской войны, знаменитый адмирал Ноги, ответственный за атаку на Порт-Артур, в 1868 году вышел из леса босой и вооруженный луком. А уже к 1904 году они построили высокоразвитую промышленную цивилизацию. У них все случилось за какую-то четверть XIX века!
- Почему так случилось?
Дело в том, что японцы тогда впервые установили тесные отношения с остальным миром и стали быстро усваивать уроки прочей цивилизации.
Мозг японца не отдыхает!
- Выходит, что эта мировая наука сразу легла на какую-то очень благоприятную умственную почву?
- Да, у японцев очень своеобразная высшая нейро-лингвинистическая деятельность. Странная особенность этой расовой группы в том, что усвоение звукового сигнала идет сразу на оба (правое и левое) полушария головного мозга.
- Ну ни фига себе!
- Но я не уверен, что между этой особенностью мозга и высокой японской культурой - прямая связь. Ту же особенность имеют корейцы и айны. Но айны остаются людьми глубоко традиционной культуры и не очень-то прогрессируют.
- Почему одни прогрессируют, а другие не очень?
- Есть некие культурно-социальные феномены, которые влияют на развитие. Возьмем, например, различие между оседло-земледельческой цивилизацией и кочевниками. Ни одно государство современного типа не было создано кочевниками. Они сильны в эпоху феодализма, пример тому - отношение русских с империей Чингисхана. Но с ростом технического прогресса кочевники начинают резко отставать. Общества, которые занимаются охотой и собирательством, вряд ли тоже подойдут для создания государственного механизма и усвоения высоких технологий.
- То есть монголы выполнили свою историческую миссию и приказали нам долго жить?
- Да, теперь у них вторичная государственная система, которая была срисована с советской и внедрена в их монгольский социум. Получилась некая химера.
- Меня вот цыгане особенно беспокоят, они повсюду наркоту продают. Как бы их приобщить к прогрессу?
- Коли в нашем обществе не работают органы воспитательные и карательные, которые должны бы противостоять наркоте, то общество заслуживает такого с ним обращения.
Из кузнецов в изгои
- То есть наркоторговцы - это та щука, которая нам нужна, чтобы карась не дремал?
- Конечно! Представить, что этнос (цыгане), оказавшийся в положении изгоя, будет заниматься каким-то полезным делом, - мало вероятно.
- Но ведь они сами поставили себя в это положение!
- Цыгане изначально появились в Европе как бродячие кузнецы и были очень даже востребованы. Они эволюционировали вместе с европейцами.
- Получается, что они не успели за прогрессом? И когда надобность в кузнецах отпала, они и ушли в изгои?
- Получается так. Общество есть сложнейший механизм из разных этнических групп. И ни одна этническая группа вне общества не является той частью, которая его бы характеризовала.
- В России в последние времена недолюбливают кавказцев по известным причинам, кавказцы не любят русских. С этим-то как быть?
- Сказать, что русские не любят кавказцев, будет не совсем правильным. В 30-е годы в Москве и в Ленинграде являться кавказцем было весьма престижно. В большой моде были кавказские рубахи. Сейчас мы переживаем время раскола, где ни одна общественно-социальная группа недовольна своим положением.
- Скажите как этнограф, правда, что все расы вышли из одного африканского племени?
- Есть позиция, что у всех ныне живущих людей общий первопредок. Одна женщина. Похоже, что все началось 3 - 4 миллиона лет назад где-то в Восточной Африке, в районе Эфиопии. Что-то случилось с человекообразными обезьянами. Возможно, где-то горел уран, разбуженный вулканом, что и заставило одну обезьянку мутировать.
- То есть мутировало даже не обезьянье стадо, а только одна из обезьян?
- Может, именно так.
- Почему получилось так, что миллионы лет человек почти что не развивался, бегал себе с топором за мамонтом и только тысяч десять лет назад пошел резкий эволюционный взлет? А в последние два века взлет просто невероятный. Может, произошли еще какие-то мутации?
- Дело в том, что человеческое дитя рождается уже с неким генным опытом, полученным от предыдущих поколений. Современный ребенок входит в жизнь уже не с первой страницы, а, скажем так, со страницы десятой, что и убыстряет наше развитие в разы.
- Почему сгинул неандерталец?
- У неандертальца объем головного мозга где-то 750 кубических сантиметров, а у нас - около 1000. Это очень существенно. Потому считается, что неандертальцу не хватило ума, чтобы выжить в эпоху оледенения.
- Но ведь обезьяны и прочая еще более глупая живность выжили!
- Видно, создалась ситуация, когда он уже не был животным и не смог создать для себя человеческую среду обитания.
- А кроманьонец откуда взялся?
- Это большая загадка. Есть вопросы: сколько было основных скачков в антропогенезе? Или один, когда человек отпочковался от животного мира, или два, когда от каких-то исходных форм образовался современный человек.
Переселенцу надо туда, где кормят лучше
- Вот если бы кроманьонец был гуманистом и помогал выжить неандертальцу, то мы бы сейчас имели эту человеческую породу явно в ущерб себе. Отсюда вопрос: правы ли развитые страны, которые помогают отсталым выжить, обрекая вторых на леность и паразитизм?
- Есть вещи, которые нельзя не делать. Общество, в котором все меньше границ, стремится к выравниванию потенциалов. Отсюда появление азиатов в Париже. Если не кормить в точке исхода эмиграции, то они, естественно, приедут туда, где кормят лучше.
- Может, логичнее и не кормить, и не пускать. Понимаю, что это жестоко, но таким образом они бы варились в собственной каше и прогрессировали бы скорее?
- Не пускать уже поздно. Был период, когда европейцы зазывали рабочую силу. А теперь получили то, что получили. Если мигранты уже в третьем поколении живут на пособие, то и их дети, конечно, не будут работать и развиваться. И, для того чтобы заполнить ряды подметальщиков, необходимо завозить новую волну эмигрантов.
Теперь и российское правительство идет тем же путем, активно зазывая мигрантов. Россияне более трезвые, пытаются объяснить, что лучше бы больше платить местным жителям. Я бы сам тогда соблазнился пойти на три-четыре часа позабивать камни в мостовую иль помахать метлой.
- Думаю, что мигранты больше нужны для «отмывания» денег! Вот иные дворы московские без конца перемащивают, перекрашивают, переозеленяют - сколько ж под это можно натырить!
- Вы абсолютно правы!
- Не получится ли так, что и наши мигранты, осваиваясь со временем, поведут себя по образу французских погромщиков и поджигателей?
- Такой прогноз дают многие ученые, и я с ними согласен. В этом плане мы очень даже скоро догоним, а может, и перегоним Францию!