Принято считать, что при аренде квартиры рискует в основном арендодатель - все же он отдает в пользование собственное имущество совершенно незнакомым людям. Это, конечно, верно, однако не стоит думать, что арендаторы находятся в выигрышном положении - им тоже приходится несладко. И на субаренду могут "наскочить", и допсоглашение на энную сумму по невнимательности подписать, а то и вовсе неожиданно потребуют освободить помещение в 24 часа.
Например, знакомая рассказывала ситуацию, когда хозяин квартиры нагрянул "с проверкой" в 7 утра понедельника. Обнаружив на кухне немытую с вечера посуду, а в спальне разбросанные вещи и беспорядок, он сказал, что арендаторы не ценят квартиру и вещи, и потребовал немедленно съехать.
- Конечно, можно было бы пойти на принцип, апеллируя к нашим договоренностям, тем более что ничего страшного мы не сделали и никакого ущерба не нанесли, - говорит моя собеседница. - Но, во-первых, мы не заключали договор - это был знакомый наших знакомых. Во-вторых, желание иметь дело с таким неадекватным человеком пропало. Но в итоге все это вылилось нам в кругленькую сумму на срочный поиск нового жилья и незапланированный переезд.
Всего этого можно было бы избежать, если бы арендатор изначально задала собственнику исчерпывающий перечень вопросов по поводу предстоящей аренды. О том, какими должны быть эти вопросы - в материале "КП в Украине".
Понятно, что в объявлении квартира представлена в лучшем виде: фотографии с выгодныхракурсов, описание - как в рекламном проспекте. Но реальность может оказаться совершенно другой. Чтобы не тратить понапрасну время на поездки по городу, некоторые вопросы можно и нужно прояснить по телефону.
1. Какова окончательная цена?
Реальная цена может сильно отличаться от указанной в объявлении. Во-первых, она может оказаться заниженной. Например, арендодатель может сказать, что в объявлении указана "летняя цена", а на дворе уже осень.
Во-вторых, дополнительные платежи могут вылиться в копеечку. Поэтому уточните, кто будет платить за коммуналку, обслуживание дома, интернет и т.д.
2. Соответствуют ли фотографии действительности?
Не исключено, что фото, которые вы видите на сайте, были сделаны несколько лет назад, и от этого ремонта уже не осталось и следа. Конечно, вы придете на встречу и увидите это своими глазами, но может вам и ходить не придется?
3. Возможно ли проживание детей? А животных?
Тоже немаловажный вопрос, который стоит обсудить еще по телефону, если у вас есть дети. И дело не только в том, что некоторые хозяева просто не хотят, чтобы дети обрисовали им стены. В некоторых квартирах для детей может быть просто небезопасно - например, неудобно стоящая для ребенка мебель или слишком низкие подоконники.
Соответственно, если вы собираетесь заехать с собакой или котом- уточните насчет проживания с животными. Многие хозяева категорически против четырехлапых квартирантов.
4. Надо ли вносить залог?
Совсем не праздный вопрос, особенно для тех, кто ограничен в финансах. Ведь залог может составлять от одной до трех месячных стоимостей аренды.
5. Есть ли дополнительные платежи при заключении сделки?
Казалось бы, все известно заранее: если вы действовали через риелтора, надо оплатить комиссию, если нашли хозяина напрямую - не надо. Но не все так просто. Недавно приятельница рассказала, что при заключении договора аренды ей попытались подсунуть "допсоглашение", по которому она должна была выплатить 10 тыс. грн риелторскому агентству.
- Но я не заключала договор с этим агентством! - возмутилась приятельница.
- Зато я заключал! - парировал хозяин квартиры.
6. На какой срок можно снять жилье?
Тоже вопрос, который лучше уточнить сразу, чтобы сверить планы по телефону и зря не ездить.
7. На каком этаже квартира и есть ли лифт?
Важный вопрос, если вы по каким-то причинам не можете подниматься по лестнице или, например, планируете каждый день гулять с ребенком в коляске.
8. Будем ли заключать договор аренды?
Важный вопрос, ответ на который надо прояснить сразу же - при первой беседе по телефону. Договор защищает не только собственника, как это принято считать, но и арендатора, ведь там будет прописано состояние квартиры, наличие в ней той или иной бытовой техники, сумма месячного платежа, размер залога и другие нюансы.
Разговаривая по телефону, лучше задать только самые важные вопросы - слишком долго отнимать время незнакомого человека на разговоры просто неприлично. К тому же квартира может вам не понравиться. Но когда вы уже приехали на осмотр жилья, время есть, поэтому можно продолжить выяснять подробности аренды.
9. Есть ли счетчики на тепло, воду, газ?
Если вам придется оплачивать коммуналку, то, конечно, хотелось бы платить за то, что потребляете именно вы, а не что вам насчитают коммунальные службы.
10. Сколько человек прописано в квартире?
Важный вопрос, если счетчиков в квартире нет. Если вы будете жить один, а в квартире без счетчиков прописаны трое, коммуналка влетит вам в копеечку.
11. Сколько собственников у квартиры?
Этот вопрос может интересовать тех, кто хочет снять квартиру на длительный срок. Нередки ситуации, когда собственники между собой не ладят, в итоге один заселяет жильцов, а второй - выселяет.
Некоторые эксперты советуют сфотографировать правоустанавливающие документы на жилье, но тут возникает встречный вопрос: кто ж вам даст это сделать? Собственник тоже опасается мошенничества, поэтому вряд ли вручит незнакомому человеку такие важные документы в комплекте с ключами от квартиры. Но попросить ознакомиться с документами, чтобы убедиться, что вы говорите с собственником, а не с мошенником, вы, конечно, должны.
12. Кто жил в квартире ранее?
Важно это уточнить, чтобы убедиться, что вы не столкнетесь с проблемами, оставшимися от предыдущего жильца. Если собственник уклоняется от ответа, это повод задуматься.
13. Менялись ли замки?
В идеале при сдаче квартиры на длительный период замки должны меняться после каждого квартиросъемщика.
14. Есть ли задолженности за коммунальные платежи?
Если да, то кто и в каком порядке их будет выплачивать.
Этот момент важен, поскольку на ваши плечи может лечь приличный долг, а то и вовсе отрежут от каких-то услуг за неуплату. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, можно попросить показать квитанции за последние месяцы.
Если же долги есть, возможно, вам предложат оплачивать их в счет стоимости аренды, но этот пункт обязательно нужно прописать в договоре. Ни в коем случае не полагайтесь на "честное слово": когда речь идет о деньгах, люди ведут себя очень непредсказуемо.
15. Что есть поблизости?
Где находятся ближайшие магазины, аптеки, больницы, парковка и т.п.? В некоторых районах найти все эти объекты бывает непросто, так что лучше уточните сразу.
16. В каком состоянии сантехника, бытовая техника и мебель, за чей счет ремонт?
Посмотрите, в каком состоянии находятся трубы, смесители и т.п. Если есть очевидные проблемы, попросите владельца исправить все до заселения.
Осмотрите бытовую технику и мебель. Если видите, что стиральная машина "дышит на ладан", а диван в гостиной старше вас, уточните, кто будет оплачивать ремонт. И готов ли хозяин купить новую стиралку и диван, если они таки сломаются при вашем проживании и не будут подлежать восстановлению.
17. Контакты коммунальных служб
Уточните, куда вы должны обращаться при возникновении проблем или аварий.
18. Можно ли приводить гостей?
Некоторые хозяева категорически против привода гостей, особенно в больших количествах. И даже просят бдительных соседей сообщать о подобных "нарушениях".
19. Готов ли владелец что-то докупить?
Бывает, что квартира вам в целом понравилась и все подходит, но вы готовы отказаться из-за того, что в ней, например, нет микроволновки, письменного стола или гладильной доски. Прежде чем отказываться, уточните: готов ли владелец докупить что-то для вас? Также вы можете обсудить вариант покупки каких-то предметов мебели в счет аренды. Хозяева нередко соглашаются, поскольку и сами осознают: некоторых вещей в их в квартире действительно не хватает, и при их наличии они смогли бы сдавать ее дороже.
20. Планирует ли хозяин приходить с проверками?
Учитывая историю, с которой я начинала этот материал, вопрос очень актуальный. Убедитесь в том, что владелец не будет слишком часто вас навещать и, тем более, не станет приходить в ваше отсутствие. Можно этот момент прописать в договоре - например, хозяин может приходить с проверкой не чаще одного раза в месяц, предупредив не менее чем за час (два часа, сутки - все это обговаривается).
В целом главное правило следующее - не стесняйтесь переспрашивать, если остались непроясненные моменты или если вы что-то не поняли с первого раза. Настаивайте, чтобы все нюансы, которые являются для вас важными, были прописаны в договоре.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ