Загрузить еще

В Нацбанке рассказали о рисках кредитных карт, которые банки навязывают клиентам

В Нацбанке рассказали о рисках кредитных карт, которые банки навязывают клиентам
Фото: Фото: НБУ

Клиент имеет полное право отказаться от любой услуги, которую ему навязывают консультанты банков. Более того, украинское законодательство запрещает навязывание банками дополнительных услуг. Этот момент 28 мая разъяснил украинцам Национальный банк Украины.

В НБУ приводят пример, когда при выдаче зарплатной или пенсионной карты банк автоматически выпускает еще и кредитку, преподнося это человеку так, будто клиент не может отказаться, а банк иначе не выдаст ему ту карту, которая требуется.

- Предлагать свои услуги, пусть даже настойчиво, - это не нарушение прав потребителей. Однако банкам не нужно выдавать желаемое за действительное. Если банк утверждает, что не может выдать зарплатную или пенсионную карту без кредитной, - он вводит вас в заблуждение и навязывает услугу, - говорится в разъяснении Нацбанка.

Но не кредиткой единой. В НБУ приводят и другие показательные примеры навязывания услуг:

  • банк выдает кредитную карту вместе с зарплатной
  • банк включает обязательную страховку в определенной страховой компании в пакет услуг во время получения кредита, даже если клиент желает застраховаться в другой компании
  • банк продает страховку от несчастных случаев во время обмена валюты
  • банк самовольно подключил услугу sms-информирования и взимает за это комиссию.

Все это, В НБУ советуют в таких случаях сначала написать жалобу на имя руководства банка. Если банк отказывается идти навстречу и пренебрегает жалобой, следует обращаться в НБУ.

В чем риск навязанных услуг

Консультанты Нацбанка привели два реальных примера, как вроде бы невинная дополнительная услуга, на которую клиент под давлением банка согласился, не понимая всех ее нюансов, омрачает его финансовое существование.

Пример 1. Клиент банка получил кредитную карточку вместе с зарплатной. После этого он не пользуется кредитной картой. Но банк взимает платеж за обслуживание кредитной карты в размере 20 грн (условно) за счет кредитного лимита. Таким образом у клиента появляется долг, о котором он даже не подозревает. В лучшем случае банк сообщит о возникновении задолженности, когда клиент не внесет на кредитку обязательный минимальный платеж в следующем месяце, в худшем - клиент узнает о долге, когда он достигнет значительной суммы.

Пример 2. Клиент банка получил кредитную карточку вместе с зарплатной. После этого баланс на счете отражается с учетом кредитного лимита. То есть клиент пользуется картой, не понимая, где его собственные средства, а где кредитные, за которые нужно платить проценты. Нечаянно "заехав" за лимит и сняв часть кредитных средств, клиент автоматически формирует задолженность, на которую затем начисляются проценты (а банк, по сложившейся в Украине традиции, не спешит информировать об этом владельца карты).

Как ранее сообщала КП в Украине, Кабмин в декабре 2019-го ликвидировал "зарплатное рабство". Обязательный перечень банков, через которые сотрудники бюджетных организаций и учреждений могут получать заработную плату, был отменен. Теперь украинцы сами будут решать, на карту какого банка получать зарплату, пенсию или соцпомощь. Дмитрий Дубилет еще в бытность свою министром обещал, что на практике это случится в мае 2020 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Десять вопросов о переводах больше 5 тысяч гривен

Новости по теме: НБУ Банки услуга