На этой неделе центральной темой для обсуждения стало предложение министра финансов Виктора Пинзеника конвертировать все долларовые кредиты в гривенные по курсу 5,0 грн./долл. Казалось бы, благое для заемщиков дело. Правда, мало кто верит в реальность такого нововведения…
Когда 7 = 5
Не секрет, что сегодня те заемщики, которые брали валютные кредиты, оказались если не на грани банкротства, то в очень сложном финансовом положении. При росте курса доллара с 4,7-5,0 грн. до 7,0-7,5 грн. размеры выплат заемщиков существенно выросли. А в совокупности с тяжелой экономической ситуацией это привело почти к катастрофической ситуации для тех, кто взял кредит у банка.
Чтобы не допустить увеличения числа дефолтов, Минфин предложил банкам заморозить для банковских клиентов-должников курс доллара. В качестве обоснования была представлена схема (см. «Что предлагает Министерство финансов»), которая, по мнению Минфина, является обоюдовыгодной - как для заемщиков, так и для банкиров. Например, если заемщик должен банку 50 тысяч долларов, то он может погасить 20 тысяч по текущему курсу (т. е. по 7 грн./долл.), а остальную часть в дальнейшем - по 5,0.
Банкиры не согласны
Однако принимать платежи по курсу 5,0 вместо 7,0 грн./долл. банкиры не хотят. Да и не верят они, что Министерство финансов может заставить их применять разработанную схему.
- Предположим, Минфин дает распоряжение, что мы обязаны принимать по курсу 5,05 деньги на погашение кредитов и процентов, - говорит председатель правления одного из коммерческих банков Киева Константин Полосков. - При существующем на сегодня курсе НБУ (7,24 грн. за доллар) банк примет гривну по предложенному курсу, но реальный курс от этого не изменится! Таким образом банк формирует убытки на сумму, которая равна разнице между курсами.
|
Если бы Минфин такое распоряжение дал госбанку, ситуация была бы понятна. В этом случае убытки покрывались бы за счет госбюджета. Но большинство банков Украины - коммерческие, и мы могли бы работать по обозначенному курсу, если бы был понятен источник компенсации убытков. Или если государство посчитало, что 5 грн. /долл. - это тот курс, по которому население может гасить кредиты, значит, и коммерческим банкам НБУ должен продавать валюту по такому же курсу.
Если квартиры пойдут с молотка…
В качестве аргумента Минфин утверждает, что в случае массового изъятия у должников предметов залога отнятые квартиры и машины резко подешевеют. А значит, банки не смогут возвратить выданные заемщикам средства. Тут банкиры соглашаются с финансовым ведомством, но говорят о том, что проблема в недостроенном жилье.
- Доля ипотечных кредитов в структуре розничного кредитного портфеля банков составляет порядка 40%, из них около 80% - валютные, - считает банковский эксперт Андрей Онистрат. - Рост курса доллара влияет на настроения потенциальных заемщиков и существенно увеличивает стоимость кредита. Риск потери работы и девальвация гривны будут провоцировать увеличение объема проблемных кредитов. Но наибольшие проблемы для банков будут представлять кредиты на покупку первичного жилья, которое не было введено в эксплуатацию до кризиса и сегодня имеет весьма значительные риски так и не быть сданным.
P.S. Как видим, у правительства своя правда, а у банкиров - своя. И если две стороны не договорятся, то страдать по-прежнему будут рядовые заемщики, которые однажды имели неосторожность взять валютный кредит.