Бренд-евангелизм в массы: влюбляем других в свой продукт

Бренд-евангелизм в массы: влюбляем других в свой продукт

Комментарии: 4
Рисунок: Архив «КП»

Первые в Украине шко­лы-курсы появились в Днепре еще в июле и выпустили уже порядка сотни "просветленных", среди которых - владельцы кофеен, мастерских, сотрудники производственных предприятий и заводов, а также те, кто вообще не имел раньше представления о бизнесе и его продвижении. Собственно говоря, и до этого в Украине были евангелисты, хоть и обучались не здесь. Но до сих пор мало кто понимает, что это такое. Что за евангелисты, какого дня? Это очередная секта? Чему там учат и чем вообще занимаются? 

Донести "благую весть" о  продукте

Если совсем уж просто, то бренд-евангелист - это обновленная версия PR-менеджера. Отличия есть, и небольшая связь с религией тоже, впрочем, ничего сектантского. 

- "Евангелие" с греческого переводится как "благая весть". Если религиозный евангелист должен был стучать в двери домов и распространять благую весть о Христе, то маркетинговый евангелист - это человек, который распространяет благую весть о компании, пытаясь достучаться до сердец слушающих, - поясняет основательница школы бренд-евангелистов Влада Миколюк. - В чем кардинальное отличие от пиарщика, бренд-менеджера или маркетолога? Ну, во-первых, самоцель - не продажа, как это происходит у маркетолога, который любым способом пытается "втюхать" товар, а проповедование бренда. Ты должен создать настолько хороший продукт и так о нем рассказать, чтобы и другие захотели поделиться полученными знаниями. Идея школы в том, чтобы создать таких "проповедников", которые искренне понесут "благую весть" о компании, поскольку будут осознавать ее особенность, важность, харизму и красоту. 

Влада, кстати, некогда журналист "КП", и сама проработала евангелистом, так что делится с учениками и своим опытом. Когда она работала в "Конкорд банке" и в компании WORK.UA, то рассказывала о деятельности этих организаций у себя в Фейсбуке. Например, Влада писала о том, как в WORK перешли на электронный документооборот, тем самым спасли 15 деревьев. Или же о том, что компания помогает бесплатно подыскивать кадры для благотворительных организаций и госорганов, поддерживая тем самым реформы. Словом, находила то самое, "человеческое", по какой причине простой обыватель проникался к компании симпатией и уважением. Посты выглядели ненавязчиво, но цепляли и вызывали восхищение. А еще раньше благодаря деятельности Влады бирже благотворительности "Добродій" удавались совершенно невероятные вещи: за несколько дней, а то и часов собиралась нужная сумма на лечение ребенка или на участие талантливого пианиста в международном конкурсе. Находила нужные слова, которые мотивировали приобщиться к доброму делу. Это выглядело не как "помогите, подайте Христа ради", а как "Друзья, вот девочка, которая почти победила онкологию, но остался последний шаг. Этот шаг стоит всего лишь чашку утреннего кофе каждого из нас". 

Дело не только в фишке, но и в личности

Как утверждает Влада, каких-либо специальных знаний, чтобы освоить бренд-евангелизм, не требуется. Прийти учиться может любой человек. Таким направлением продвижения в первую очередь заинтересовались те, кто имеет свое дело. На первый взгляд, им-то должно быть легче всех: если делаешь то, что любишь, то и рассказывать об этом с любовью тоже не составит труда. Но нет. 

- Мы подталкиваем к тому, чтобы найти ту самую фишку, которую и следует "проповедовать", - говорит Влада. - Например, пришла к нам женщина, владелица цветочного бутика. Говорит: ну нет в моем бизнесе ничего такого, мол, мы, как и сотни подобных бутиков, продаем букеты, делаем бутоньерки, оформляем стенды на различные мероприятия. Я предложила найти ту услугу, которую, кроме них, предоставить никто не сможет. Женщина подумала и сказала, что, пожалуй, они могут доставить букет в любую точку мира всего за один час. Это и стало той фишкой, о которой ее бутик в дальнейшем стал нести "благую весть". 

Кроме самой фишки важен и тот, кто будет ее продвигать. Личность бренд-евангелиста, его репутация и "лицо" - на первом месте. Вы можете с недоверием относиться к какому-то банку, но если ваша знакомая Оксана Ивановна, которой вы доверяете и которая проработала в этом банке уже лет 10, постит у себя на Фейсбуке, что опасаться нечего, то вы подсознательно будете думать, что она говорит правду. В данном случае Оксана Ивановна и будет внутренним бренд-евангелистом. 

Влада говорит, что бренд-еван­ге­лизм способствует не только созданию новых рабочих мест, но и развитию украинской экономики в целом. Поскольку именно из-за неумения рассказать и влюбить в свой продукт многие предприниматели через некоторое время вынуждены свернуть свою деятельность.

Влада Миколюк. 

КОНКРЕТНО

Чему же учат в школе?

Шестидневный курс состоит из теоретических занятий, а также лекций тех, кто уже влюбляет в свое дело и в свой продукт. Например, лекторами июльской школы стали сооснователь портала "Информатор" Сергей Шишкин, соучредитель маркета украинских брендов "Будь в UA" Катя Дорошевская, а в сентябре перед "студентами" выступали PR-агент бизнесмена и мецената Гарика Корогодского, PR-директор БФ "Жизнелюб", экс-бренд-менеджер шоу "Орел и решка" Анна Давыденко и директор самого масштабного фестиваля современной культуры "ГогольFest" Максим Демский. Рассказывали они не только о своих успехах, но и о провалах и ошибках. 

По окончании курса каждому предстоит защитить собственную стратегию евангелиста. Если своего бизнеса пока что нет, его можно придумать.

Стоимость курса - 1500 гривен. 

СПРАВКА "КП"

Откуда пошло понятие "евангелизм"

Отцом маркетингового евангелизма принято считать Гая Кавасаки. Долгие годы он проработал бок о бок с основателем компании Apple Стивом Джобсом. Кавасаки присоединился к Apple в 1983 году и сразу стал работать главным евангелистом. Компания к тому времени выпустила один из первых компьютеров Macintosh. По словам Гая, когда он увидел, какими возможностями обладает Macintosh, "облака разверзлись и ангелы стали петь с небес". После этого Гай в течение многих лет был ярым проповедником Macintosh и "возглавил атаку против всемирного господства IBM". Он обожал свою работу и стал настоящим фанатом техники Apple. Среди прочего Кавасаки известен тем, что перенес концепцию "евангелизма" в высокотехнологичный бизнес, фокусируясь на создании слоя пользователей - горячих приверженцев бренда Apple. Этой концепцией Кавасаки задал вектор развития всей IT-индустрии на многие годы. Сейчас людей на должности евангелиста можно встретить практически во всех крупных онлайн-компаниях. Впрочем, школ бренд-евангелизма как таковых на Западе нет. 

Какие качества важны для бренд-евангелиста

Помимо того что бренд-евангелист должен любить бренд, о котором рассказывает, и обладать безупречной репутацией, ему понадобятся еще стрессоустойчивость, толерантность и умение корректно отвечать на критику. 

По словам Влады Миколюк, свободный стиль, необычная подача информации, креативность - то, без чего евангелисту компании также не обойтись. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кого ищут украинские работодатели

Чаще всего рынку труда нужны продавцы, специалисты по логистике и строители.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях