Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Бюджет 2020: доллар по 28, дороги и рост военных расходов

Бюджет 2020: доллар по 28, дороги и рост военных расходов
Фото: Фото: Depositphotos

Правительство в воскресенье представило в парламент проект госбюджета на 2020 год. Казалось бы, в нем должны быть цифры, которые отразят обещанный новым премьером рост ВВП как минимум в 5%. Но документ составлен еще по весенней кальке и, как говорят эксперты, предусматривает пессимистический сценарий развития экономики. Скорее всего, ко второму чтению его существенно отредактируют. Пока же анализируем то что есть.

Уложились в срок

Правительство успело внести проект бюджета в парламент 15 сентября – в последний день, когда это можно сделать согласно законодательству. Правда, собственный документ они разработать не смогли и взяли расчеты предшественников. Сделать это было не трудно. Ведь глава финансового ведомства Оксана Маркарова была министром и в правительстве Гройсмана.

Правда, премьер министр Алексей Гончарук не стал выдавать этот документ за свое детище и честно признался, что сейчас в парламент вносят один документ, но ко второму чтению его существенно перекроят.

- На подготовку бюджета идет больше чем полгода, а у нас на это было две недели, - заявил премьер. - Это означает, что, прогнозируя следующий год, мы все еще базируемся на тех цифрах, которые были оценены весной. Мы ожидаем, что в октябре между первым и вторым чтением Минэкономики спрогнозирует ситуацию на следующий год, и мы внесем коррективы.

По его словам, бюджет не учитывает подавляющее большинство тех идей, с которыми выходила команда президента на выборы.

- Нам надо дождаться пока парламент примет программу деятельности правительства, необходимые законы за сентябрь и октябрь. Они будут нами учтены, когда мы будем подавать вторую редакцию - уже более подготовленную, до 2 ноября, - заявил Гончарук.

Министр кабинета министров Дмитрий Дубилет на своей странице в Facebook написал, что неформально они этот бюджет называют "Бюджет без Шкурняков".

- "Шкурняк" — это тема, которая лоббируется в интересах отдельных политиков, - написал Дубилет. - Один из первых терминов, который я узнал на новом месте работы. Надеюсь, скоро снова его забуду.

Мы тоже на это надеемся, хотя пока слабо верится, что интересы одного всем известного олигарха в следующем году учтены не будут.

Большие цифры

Представляла основные показатели на следующий год министр финансов Оксана Маркарова, тоже подтвердив, что они еще будут меняться. По ее словам, составлялась смета из расчетного курса 28,2 грн/доллар.

- В бюджете курс не закладывается,- заявила министр. - Курс доллара, указанный в макропрогнозе. Макропрогноз утвержден в мае этого года. Там средний курс доллара 28,2 грн.

Это не более чем расчетный показатель, чтобы спрогнозировать количество налогов от импорта. В последние годы он ни разу не был точно предсказан составителями бюджета. Например, на конец этого года доллар должен был бы стоить 29,4 грн, но сейчас он дешевле 25. Большинство экспертов говорит, что есть шанс удержать курс в пределах 26-27 грн за доллар даже во время предновогодней девальвации.

Но вернемся к бюджету. Собрать в качестве налогов в следующем году планируют около 1,08 трлн грн. А дефицит ВВП предполагается на уровне 2,09%. Это хороший показатель, который должен удовлетворить МВФ.

- Наша ресурсная база будет состоять из доходов в размере 1 триллиона 79 миллиардов 500 миллионов гривен. Это та ресурсная база, которая заложена в данный бюджет. Соответственно, и расходная часть сформирована с учетом реалистичных доходов, которые у нас есть. Что очень важно - уменьшение дефицита. Поэтому дефицит к ВВП в 2020 году - это 2,09 %. Это очень амбициозная цель. Мы уверены, что мы ее достигнем, - заявила Маркарова.

Правительство также запланировало существенно увеличить расходы на национальную безопасность и оборону - на 33,8 млрд грн. Это на 16,1% больше, чем было выделено в 2019 году.

Для людей

Что касается доходов простых граждан, то в тексте документа есть интересный момент. Там впервые озвучен реальный прожиточный минимум, который чиновники на следующий год оценили в размере 4251 грн. Но в бюджете этот показатель заложен на существенно меньшем уровне.

Законопроектом предлагается установить прожиточный минимум в следующем размере: с 1 января 2020 года - 2027 грн, с 1 июля - 2118 грн, с 1 декабря - 2189 грн. А для основных социальных и демографических групп населения в таких размерах:

  • детей в возрасте до 6 лет: с 1 января 2020 года - 1779 грн, с 1 июля - 1859 грн, с 1 декабря - 1921 гривна;
  • детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января 2020 года - 2218 грн, с 1 июля - 2318 грн, с 1 декабря - 2395 грн;
  • трудоспособных лиц: с 1 января 2020 года - 2102 гривны, с 1 июля - 2197 грн, с 1 декабря - 2270 грн;
  • лиц, которые потеряли работоспособность: с 1 января 2020 года - 1638 грн, с 1 июля - 1712 гривны, с 1 декабря - 1769 грн.

Напомним, что исходя из этих показателей рассчитывается большая часть социальных выплат. Возьмем минимальную пенсию, размер которой привязан к прожиточному минимуму для нетрудоспособных категорий населения. За год она вырастет всего на 8% (на 131 грн). По сути, это корректировка на уровень инфляции, которая в следующем году по планам составит 5-6%, но скорее всего, по традиции будет чуть выше.

Зато минимальная зарплата увеличится на 13% - с 4173 до 4723 грн. Тут повышение объясняют необходимостью вывода доходов из тени.

Остальные социальные расходы растут более скромно – на 6-9%, то есть на уровень инфляции.

Как сообщают в Минфине, на образование запланировано 136,4 млрд грн, что на 7,7 млрд грн больше, чем в 2019 году. А общие расходы на здравоохранение составляют 108 млрд грн, что на 9,8 млрд больше, чем в 2019 году. Медицинская субвенция заложена в размере 14,6 млрд грн - на реализацию программы медицинских гарантий для первичной, экстренной, вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи. На компенсацию стоимости лекарств и медицинских услуг (реимбурсацию) запланировали 72,1 млрд грн, на централизованное приобретение медикаментов и медицинских изделий — 6,6 млрд грн, на лечение граждан за рубежом — 0,7 млрд грн.

Как видите, назвать документ прорывным язык не поворачивается. Но еще раз напомним, что через полтора месяца в нем могут появиться совсем другие цифры.

У кого заберут, а кому отдадут

Как говорят эксперты, несмотря на консервативный сценарий, в проекте бюджета все-таки были заложены некоторые структурные изменения.

- Будет сокращена поддержка агробаронов и увеличено финансирование мелких фермеров, особенно в части кредитования под льготные проценты – это, как по мне, очень положительно перед стартом рынка земли, – говорит экономист Даниил Монин. - Субсидии по ЖКХ будут уменьшены до 47,6 млрд с текущих 55 млрд. Здесь можно было бы сокращать еще больше, но государство делает это осторожно. Дорожный фонд и вообще дороги будут в приоритете - будет выделено около 70 млрд гривен и, вероятно, еще презентуют проекты по концессии. Это в целом положительно. Также Гончарук заверил, что они планируют пересматривать программы и резать их в 2020 году, а также сокращать налоги на фоне того, что платить должны все. В целом, это пока все оптимистично выглядит, но посмотрим, как документ будет выглядеть во втором чтении.