Полный бак: за что украинцы платят на автозаправке

Полный бак: за что украинцы платят на автозаправке

Фото: pixabay.com

О ценах на бензин "КП" в Украине" пишет регулярно, ведь от ценников на автозаправках напрямую зависят и другие ценники – от тарифов на проезд до стоимости продуктов в супермаркете, поскольку и в стоимость булки, и в стоимость колбасы заложена транспортная составляющая.

Ценники на украинских заправках наталкивают на две основные мысли: с одной стороны, это вполне "европейские цены", с другой стороны – для украинких кошельков это очень дорого! Исследование, проведенное компанией Рicodi приоткрыло завесу над тем, как в нашей стране формируется цена на топливо, за что мы платим на автозаправке и почему на разных заправках разная цена на топливо.

Для примера авторы исследования взяли условный литр бензина А-95 производства местного НПЗ стоимостью 29,18 грн за литр и расписали, что конкретно входит в эту цену:

  • Оптовая цена 11,43 грн
  • Акциз 6,53 грн
  • НДС 4,86 грн
  • Наценка АЗС 1,95 грн
  • Прочие расходы 4,41 грн

"Основой ценообразования на бензин служит стоимость одной тонны на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), - поясняют авторы исследования. - Владельцы автозаправок берут на себя транспортировку топлива и "накидывают" маржу, которая могла бы позволить содержать автозаправку, платить зарплату работникам, проводить технический контроль станции и обеспечивать безопасность. Интересно, что прибыль в розничном звене бензоколонок составляет 7%. По мнению экспертов, этого недостаточно, чтобы принести заправочным станциям значимую чистую прибыль. На помощь приходят "сопутствующие товары", реализуемые возле касс оплаты. И речь идет не только о масле или чистящих средствах для авто, но и о хот-догах, газировке, чипсах, журналах и т.д. Здесь они продаются чуть дороже, чем в обычных магазинах, принося немалую прибыль владельцам заправок".

Многих волнует еще один вопрос - почему цены на всех заправках разные? Эксперты поясняют, что все зависит от размера маржи, которую устанавливают владельцы заправочных станций. Маржа и, соответственно, окончательная цена, будет меньше там, где больше конкуренция, то есть в районах, в которых на относительно небольшой территории друг от друга расположено больше станций. Так хозяева АЗС стараются переманить клиентов на свою сторону.

По словам авторов исследования, в ходе своей работы они основывались на рапортах производителей, предложениях международных перевозчиков, а также на публикациях на отраслевых сайтах. Данная информация приблизительно отражает ситуацию на рынке, а конкретные цифры были использованы для наглядности.

"Фирмы неохотно делятся данными, касающимися ценообразования и дистрибуции своих товаров, - пояснили в компании Рicodi. - Рассматривая каждый конкретный случай, мы преследовали две цели: во-первых, призвать к осознанному потреблению, а во-вторых, открыть дискуссионную панель, где каждый может высказать собственное мнение".

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях