21 ноября
Загрузить еще

Острая нехватка зерновозов в Украине: решат ли проблему ситуативные решения?

Острая нехватка зерновозов в Украине: решат ли проблему ситуативные решения?
Фото: Алена Лебедева, учредитель Аурум Груп.

И хотя на сегодня для нашей страны это рекордные показатели, аграрии ожидают, что при существующей динамике они будут стабильно расти. Так, по данным Украинской зерновой ассоциации, до 2022 года урожайность зерновых прогнозируют на уровне 100 млн тонн, и соответственно экспорт может увеличиться до 70 млн тонн.

"Однако эти блистательные перспективы, если сегодня не предпринять меры по модернизации логистической инфраструктуры страны, рискуют с треском провалиться", - подчеркивает в авторской колонке Алена Лебедева, учредитель Аурум Груп.

По ее словам, украинская логистика – крайне неэффективна. Расходы украинских аграриев на перемещение зерна в порты на 40% выше нежели аналогичные расходы аграриев Франции и Германии и почти на 30% больше, чем у фермеров США. Потери украинских аграриев на логистике 30-ти млн. тонн экспортируемой пшеницы и кукурузы представители Мирового банка оценили в размере от $600 млн до $1,6 млрд.

Среди слабых мест аграрной логистики Алена Лебедева назвала острый дефицит зерновозов: в пиковый период с июля по декабрь бизнесу не хватает порядка 3000 вагонов для транспортировки зерновых на элеваторы и в порты.

Алена Лебедева подчеркивает, что внедренная ПАО  "Укрзалізниця" в августе 2017 года атоматизированная система распределения вагонов и в том числе зерновозов, – идея правильная по сути, но на деле оказалась – однобокой и недоработанной, так как основной проблемы – ликвидации дефицита зерновозов – она все-таки не решила.

"Большинство зерновозов инвентарного парка УЗ уже с граничным сроком эксплуатации, около 30 лет, их давно надо списывать. Парк надо модернизировать и строить новые вагоны. Но чиновников "Укрзалізниці" прогнозы аграриев интересуют мало, судя по тому, что финансирование строительства новых зерновозов в 2018 году не предусмотрено. Видимо, УЗ и в этом году будут ликвидировать дефицит вагонов, продолжая пагубную практику продления срока эксплуатации вагонов", – уточняет эксперт.

В связи с отсутствием в публичном поле официальной статистики УЗ об изменении парка зерновозов, автор ссылается на статистику профильного ресурса "Промышленные грузы", где указано, что в течение 2017 года в Украине всего зарегистрировано 1266 хопперов-зерновозов и 267 списано. "В утиль, как видим, отправляются единицы, большая часть зарегистрированных зерновозов – это не новострои, а завезенные частными перевозчиками, списанные в России вагоны, которым УЗ продлила срок службы для использования их на территории Украины еще на 5-7 лет", – подчеркнула А. Лебедева.

С января текущего года, по словам эксперта, производственные предприятия АПК начали активно изучать возможность создания собственных парков зерновозов, также активизировались и трейдеры, которые выстраивают всю логистическую цепочку по сбору, транспортировке и хранению зерновых. Мотивация у всех одно: ждать нет ни времени, ни сил, ни средств.