Сегодня, 7 марта вступил в силу Закон Украины "О приватизации государственного и коммунального имущества".
По информации Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), закон будет способствовать расширению круга потенциальных инвесторов, так как существенно усиливает защиту их прав.
Для этого он предусматривает возможность использования лучших международных практик разрешения споров и применения международного права в договорах купли-продажи до 2021 года. Если, например, покупатель пожелает, чтобы договор купли-продажи регулировался правом Англии и Уэльса, орган приватизации удовлетворит это условие.
Закон устанавливает единый алгоритм продажи больших государственных объектов и единую процедуру для малых. Принятый документ определяет два способа продажи государственных и коммунальных предприятий: открытый интернет-аукцион в “ProZorro.Продажи” для малой приватизации с возможностью применить классический и голландский аукционы, а также аукцион с применением инвестиционного советника из числа наибольших инвестиционных банков для приватизации больших объектов.
Новый закон устанавливает 12 месяцев для объектов большой приватизации и 5 месяцев – для малой. Если предприятие за последний год перешло стоимость активов в 250 млн грн – это объект большой приватизации, которая будет проходить исключительно на электронных платформах.
Стартовой ценой для объектов малой приватизации будет их балансовая стоимость, если она не равна нулю. Если ее определить невозможно, стартовая цена будет устанавливаться при помощи оценки.
- То есть можно говорить о том, что государство понимает состояние того имущества, которое продает, и что сумма долгов по этим объектам может быть больше их стоимости, - комментирует юрист Андрей Вигиринский. – И допускает реализацию по цене, которую готов заплатить потенциальный инвестор.
Согласно депутатским поправкам, закон также ограничивает участие российских компаний в приватизации. В частности, покупателями объектов государственной собственности не смогут быть юридические лица, конечным бенефициарным владельцем или собственником 10% и более которых являются резиденты РФ.
- Из интересного относительно покупателей, кроме разрекламированных препятствий представителям страны-агрессора, касается лиц, зарегистрированных в оффшорной зоне, либо связанных со странами, включенными FAТF в список не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, - говорит юрист. - Это достаточно дискуссионная норма, поскольку часто для приобретения активов даже крупные компании создают специальные обособленные юридические лица в оффшорных зонах, в дальнейшем для минимизации налоговых обязательств при выводе дивидендов.
Впрочем, эта норма может и, вероятно, будет обходиться.
В определении терминов Закон содержит такое понятие как "приостановка приватизации", то есть решение государственного органа приватизации о прекращении совершения каких-либо действий, направленных на приватизацию (продажу) объекта приватизации, обращает внимание Андрей Вигиринский. Правда, в дальнейшем данное понятие упоминается в законе только дважды, когда речь идет о том, что уплаченные регистрационный взнос за регистрацию покупателей для участия в аукционе и гарантийный взнос возвращаются всем потенциальным покупателям такого объекта.
- Также закон отмечает, что Государственные органы приватизации прекращают приватизацию объекта в случае включения объекта приватизации в перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации; исключение объекта большой приватизации из перечня объектов, подлежащих приватизации, - говорит юрист. - Но какими критериями и мотивами может пользоваться госорган приватизации, принимая такое решение, пока непонятно.
По словам эксперта, интересной является норма о том, что орган приватизации может выступать со стороны государства учредителем предприятий. То есть теоретически переданные объекты могут объединяться в одну организационную структуру для улучшения их инвестиционной привлекательности, или же микса ликвидного актива и не очень, для более простой реализации. Однако готов ли к такой работе Фонд? И насколько может затянуться этот процесс? Вопрос открытый.
- Интересной институцией, "прилепленной" к приватизационным процессам без полномочий, является Специальная контрольная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам приватизации, создание которой предусмотрено статьей 9, - считает юрист. - Кроме этого, с целью обеспечения контроля за ходом приватизации и соблюдением украинского законодательства, ВР АР Крым, сельские, поселковые, городские, районные, областные советы образуют соответствующие контрольные комиссии по вопросам приватизации.
В то же время, положение о спецкомиссии и ее состав утверждаются ВРУ и положения о контрольные комиссии по вопросам приватизации и их состав утверждаются ВР АР Крым и соответствующими сельскими, поселковыми, городскими, районными, областными советами.
Статья, определяющая существование таких комиссий есть, но роль этих комиссий не определена ни в самом законе, ни на одной стадии приватизации. То есть, резюмирует Вигиринский, фактически органы будут, но номинальные.