В США обнародовали "санкционный список", но новых санкций не добавили. Американский минфин выдал перечень из 114 российских чиновников и 96 олигархов, и это только открытая часть.
Мнения украинских экспертов относительно реакции (действительной или мнимой) россиян на санкционный список разделились. И если одни считают, что у наших северных соседей действительно есть реальный повод понервничать, то другие уверены: реакция россиян на перечень "друзей Путина" сильно преувеличена. Ведь опубликование данного списка не означает введение никаких новых санкций или ограничений для этих лиц кроме тех, для кого ограничения были введены ранее.
В частности, по словам экономиста Юрия Гаврилечко, поднятая шумиха вокруг списка – сплошные эмоции. И пока эмоциональная реакция лидеров общественного мнения интересует СМИ больше, чем реальная реакция рынков и фигурантов списка, потребители информации так и будут жить в виртуальном мире навязанных им иллюзий, говорит экономист.
Несколько иного мнения придерживается аналитик Андрей Вигиринский.
- На мой взгляд, это одно из проявлений противостояния США и РФ по аналогии с "Джавелинами", которые долго давали, потом долго не давали, смотрели на реакцию, а потом снова начали говорить, что надо готовиться к передаче, - говорит аналитик. - Вот и этот список воспринимается прежде всего как репетиция. США говорят всему миру: мы еще не решили, будут санкции в отношении этих людей, или нет, но, подписывая с ними финобязательства, имейте в виду: потенциально они могут быть для вас немного "токсичны". Пока это "поигрывание мышцами" - мол, может сделаем, а может и нет. Как предупредительный выстрел в воздух, который делают полицейские перед выстрелом на поражение.
Сам по себе список – это, как сказал бы Набоков, "приглашение на казнь", соглашается аналитик Алексей Кущ. Он носит рекомендательный характер, но рекомендации США более значимы, чем прямые запреты любой другой страны. Это как "черная метка". Естественно, говорит эксперт, есть масса возможностей обойти санкции, но в "клуб джентльменов" этим персонам вход будет закрыт, и построить прозрачный системный бизнес им будет весьма проблематично.
Согалсен с коллегой и экономист Андрей Блинов. По его словам, попадание в такой список – фактически, это угроза конкретным людям, они при открытии счетов, заключении контрактов с американскими субъекта ми могут встречать барьеры, вероятно, неформального характера.
По словам экономиста Даниила Монина, этот список может наложить ограничения на посещение некоторых стран и получения виз.
- Будут и очевидные ограничения на бизнес-деятельность, - говорит Монин. – Впрочем, думаю, они распространятся только на работу с заграничными партнерами. Внутри России вряд ли что-то для них поменяется.
Что касается глобальных последствий, то Алексей Кущ не исключает, что публикация списка может привести к ослаблению рубля и по касательной - к ослаблению гривны.