Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Правительство не справится без МВФ, поэтому придется повышать тарифы

Правительство не справится без МВФ, поэтому придется повышать тарифы
Фото: Эксперт уверяет, что для населения у страны газа хватит. Фото: Оскар Янсонс

О тарифах

- Будут ли повышать тарифы на газ и тепло в следующем году? Есть ли шанс, что правительство сделает дешевым Украинский газ?

- Я таких шансов не вижу и думаю, что тарифы будут повышать. Более того, их должны были повысить с 1 октября, примерно на 19%. Правительство не выполнило свое же постановление 187, по которому, оно обязалось два раза в год пересматривать тариф на газ для населения.

Но мы уже видели прогноз - на следующий год, ожидается рост тарифов на тепло и горячую воду где-то на 20%. Соответственно можно предполагать, что и тариф на газ вырастет. Вопрос в том, что Владимир Гройсман очевидно не хотел повышать тарифы перед отопительным сезоном, это крайне непопулярное решение. Кроме того субсидии пришлось бы пересматривать. На субсидии нужно было бы больше денег. А правительство и так уже дважды в этом году пересматривало бюджет, дважды увеличивая количество денег на субсидии. Причем существенно увеличили - более чем 20 миллиардов гривен совокупно добавили.

Почему? Потому что МВФ требует это, и они непреклонны. Ни министру финансов, который месяца полтора назад летал в Штаты, ни Гройсману, который вел переговоры с миссией здесь, договориться не удалось. В фонде продолжают настаивать, что вопрос приостановления следующего транша кредита, который не дали нам в текущем году, минимум миллиард долларов, подвязан напрямую с вопросом тарифов. Гройсман не хочет их поднимать. Ведь, это непопулярное решение. Возможно, он на выборы собирается идти.

- А где же тот самый дешевый украинский газ, о котором все перед выборами говорят, что его у нас достаточно для нужд населения. Где он?

- Он добывается. Более того, компания "Укргаздобыча" получила рекордную выручку в этом году. Грубо говоря, при цене 4924 грн\тыс. куб. м у них выручка должна превысить 65 миллиардов гривен. Это огромные деньги, они не в состоянии их полностью освоить. "Укргаздобыча" в этом году вероятно нарастит добычу на 4%, по крайней мере, такими темпами они идут. Они в принципе вкладываются в то, что запланировано правительственной программой до 2020 года.

Тут дело в другом. Смотрите, Гройсман месяца полтора назад в очередной раз пообещал, что украинского газа скоро будет много, и мы тарифы снизим. Но этого не будет. Это мнение не разделяют ни в "Нефтегазе Украины", ни в "Укргаздобыче". Они говорят, что тарифы будут равны импортному паритету до тех пор, пока, Украина будет импортировать газ. А она его будет импортировать. Даже программа 20/20, реалистичность которой и выполнение, мягко скажем, неоднозначно, все равно к 2020 году не позволяет полностью отказаться от импорта. Разве что ценой уничтожения части украинской промышленности, которая итак уже еле дышит.

- А украинского газа хватит для населения?

- Для населения хватит. После того как отвалился Крым и Донбасс хватит. Но опять же, начнутся очередные разговоры, что кто-то, где-то продает газ для населения и отправляет на промышленные предприятия и на этом кто-то зарабатывает. Поэтому тариф в итоге выровняли.

Это была великая победа, если вы помните, введение так называемого - единого тарифа. Хотя единого тарифа никогда не было. У нас есть, например, религиозные организации, которые почему-то по единому тарифу газ не потребляют. Почему? Вот могу ли я у себя в квартире создать религиозную организацию? Но дело даже не в этом. Дело в том, что рыночная цена должна быть и только под это запад готов давать деньги.

Украинская власть называет это продолжением реформ, я называю это обеспечением жизнедеятельности нынешнего правящего класса. Как только они лишатся этих денег, им будет сложно объяснять людям, а зачем они вообще сидят на своих прекрасных местах.

У МВФ единые подходы, что к Украине, что к Мозамбику – мы готовы вам дать деньги, условно говоря, под 3%. Это низкий процент, на рынке коммерческого кредитования процент существенно выше. Мол, мы готовы дать вам деньги под 3%, но у нас есть условия. В том числе, это прекращение субсидирования при поставках энергоресурсов какого-то рода сегменту, не важно, это может быть химическая промышленность, а может быть религиозная организация или население в целом. Вы хотите денег? Выполняйте их!

Мы попали в такую ситуацию, что в следующем году, у нас рекордный, пиковый будет год и 2019 тоже не малый, по выплатам и даже, скорее всего, без разблокирования программы с МВФ, Украине просто на просто не удастся погасить все свои обязательства по займу. Поэтому, деньги МВФ будут важны в следующем году, я думаю, что не проскочит правительство без них, поэтому придется тариф повышать.

О газовом контракте

- Каковы перспективы Украины в Стокгольмском арбитраже? Как вы оцениваете газовый контракт Юлии Тимошенко? Заслуженно ли она за него отсидела?

- Контракт, в целом, стандартный. Думаю, что львиная доля контрактов "Газпрома" с европейскими контрагентами приблизительно такие же. Но в нем есть два неприятных момента. Очень высокая базовая цена. Это те 450 долл., о которой все говорили. При высокой цене на нефть, растет цена газа. Но при низкой цене на нефть происходит наоборот.

Поэтому получалось так что, когда нефть была дорогая, мы действительно, без харьковской скидки платили бы очень дорого. А когда нефть упала, получилось что на хабах в Европе газ стал стоить дороже, чем по контракту с "Газпромом". Почему сейчас транзит увеличился в Европу? Потому что там схожие контракты, формулы и потому цена ниже. Это выгодно европейским покупателям. Украина не покупает, потому что для нас "Газпром" – агрессор, который хочет нас завоевать. Ну а до конца месяца ждем окончательного решения Стокгольмского арбитража.

О российском, европейском и американском газе

- "Нафтогаз" говорит, что уже два года не покупает российский газ. Скажите, это правда или мы покупаем тот же газ из РФ, но с европейской наценкой?

- Физический поток газа идет через территорию Украины. В этом году из РФ проследует порядка 90 с лишним миллиардов кубических метров в Молдавию, Турцию и страны Евросоюза. Не буду в подробности вникать, простым языком – газ проходит 20 км, попадает в обратную трубу, возвращается к нам. Но он уже принадлежит не "Газпром Экспорту", а условной говоря компании "Энни" или  еще какому-нибудь трейдеру.

Да, физически, это российский газ, но изменивший своего собственника. Формально он не принадлежит "Газпрому", хотя, физически это российский газ. Если россияне реализуют проект обходных трубопроводов и прекратят транзитировать через территорию, где мы с вами живем, большие объемы газа, вот тогда уже мы столкнемся с физической потребностью поставок газа, условно говоря, из какой-нибудь Норвегии. Правда стоимость этого газа будет очень высокая.

Но пока формально, мы не покупаем российский газ. На сайте компании "Укртрансгаз", есть счетчик, где написано сколько дней мы уже без российского газа. И это преподносят, как большую победу. Но в чем победа? В том, что мы переплачиваем около миллиарда долларов США в год. С точки зрения экономики надо было, когда дешевле газ у россиян, покупать у россиян, а когда дешевле в Европе, то покупать в Европе. Тогда никакой переплаты не было бы.

- Слышал, что Украина получила американский газ, который танкерами привезли в Польшу. Какова же цена такого газа? Он дешевле российского?

- Действительно в июне месяце британская компания Centrica, по договору с британской дочкой, польской государственной компанией PGNiG сюда завезла один/два газовоза с СПГ из США. Мы с коллегами пытались посчитать и оказалось, что, условно говоря, стоимость этого газа на границе с Украиной была порядка 277 долларов США. При этом по данным нашей таможни, они хоть и не публикуются, но есть у участников рынка, покупатель этого газа заплатил в июне 215 долларов США на границе. По факту, имеем разницу между 277 и 215 долларами, и кто-то понес убыток. Вот такая экономика.

Почему Европа не наращивает экспорт американского СПГ? Трубопроводный газ из Норвегии и из внутренних источников РФ обходится дешевле и существенно. Поэтому американцам до сих пор не выгодно возить газ в ЕС. Они возят его на премиальные рынки – Юго-Восточная Азия и Япония.

О бензине и газе

- Нефть в последнее время дорожает. На ваш взгляд, что будет с нефтяными ценами в мире и с ценой бензина в Украине?

- Цены на бензин в Украине растут. Я очень зол, как потребитель. Но понимаю, что ничего сделать даже Гройсман не может. Нет, он может, конечно, снизить акцизы, но они пополняют бюджет.

- Какие прогнозы, на сколько еще может подорожать бензин?

- Все зависит от двух факторов – курса доллара и цены нефти. Если курс гривны будет  проваливаться и дальше, то бензин начнет дорожать уже после Нового года. На сколько? Смотрите – сейчас экономика очень простая. Каждый провал доллара на 1 гривну повышает цену бензина А-95 примерно на 60 коп. Когда нефть дешевая – то в цене бензина выше доля акциза. При дорогой нефти доля нефти с переработки в цене литра каждого продаваемого топлива в цене выше, чем при дешёвой нефти.

Если курс будет дальше проваливаться, а очевидно, что он будет проваливаться, ведь Минфин заложил в бюджет курс 30 грн, то и бензин будет дорожать. 

В такой ситуации, возможно, встанет вопрос о повышении акцизов на сжиженный газ. На каком основании те, кто ездят на бензине платят акциз на уровне 213,5 евро, а те кто пользуется сжиженным газом – 52 евро?

О ядерной безопасности

- Дмитрий, наши чиновники зачем-то соглашаются строить ядерный могильник в Украине и насколько это может быть безопасно для поколения детей, которым нужно будет с этим жить. Все говорят, что это только отложенное решение - отходы придется складировать и все, как их перерабатывать в мире пока никто не знает...

- Действительно Украина вынуждена строить хранилище отработавшего ядерного топлива. Проект в зоне отчуждения называется – Центральное хранилище отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ). В принципе нужно признать, что никто не хочет хранить отходы на своей территории. Однако, Украине такое хранилище было нужно. У нас есть мощные источники генерации, которые используют ядерное топливо в том или ином виде, и отходов ядерного топлива накопилось достаточно.  Пока мы все отходы  отправляем на переработку (переработка - процесс, при котором из отходов извлекаются уран, платоний, радиоактивные изотопы и снижается радиационный уровень отходов– ред.) в Россию на два объекта,где перерабатываются и хранятся наши отходы. Альтернатива – строительство ЦХОЯТ. Но необходимо понимать, что это Хранилище является так называемым  "отложенным решением". Это означает, что радиоактивные отходы будут там храниться без всякой переработки, а уже позже (через десятки лет) нашим потомкам придется решать проблему и переработки и окончательного захоронения накопленных за все эти годы отходов.

Еще  в начале 2000-х, при президенте В.Ющенко,  был найден субподрядчик - американская компания "Holtec". Долго никто не решал эту проблему, но в итоге-таки приступили к строительству и, по всей видимости, проект будет закончен.  Вопрос в другом  - почему он так подорожал существенно. Вопрос этот нужно задавать чиновникам от энергетики. Речь сначала шла о 200 млн долларов, потом 300 млн, а сейчас общая смета до одного миллиарда четырехсот млн долларов выросла. Проще говоря, когда проект начинался он стоил почти в 10 раз дешевле. А сейчас мы с вами как налогоплательщики и потребители услуг будем платить с учетом того, что это отложенное решение. И дальше нам опять придётся платить за то, чтобы извлекать это отработанное топливо и возможно перерабатывать.  

Средства на строительство пришлось бы в любом случае пришлось бы вносить в тариф "Энергоатома".  Кому-то нужно кредит возвращать. Поэтому заплатим за этот кредит мы все с вами - потребители. Согласно международному законодательству страна производитель отработавшего топлива и отходов должна принимать и хранить их на своей территории. Пока мы все это отправляем в Россию на переработку на два объекта, и Россия пока хранит отходы.

 - А отходы только украинские? Народ беспокоится что будут привозить из других стран.

- Согласно украинскому законодательству запрещено хранить в настоящее время отходы из других стран. В настоящее время импорт отходов, хранение внутри страны невозможны. На  Запорожской АЭС действует свое пристанционное хранилище, которое в состоянии обеспечить потребности в хранении отходов ее 6 блоков, где готова вся инфраструктура, подъездные пути, квалифицированный персонал. Такое Хранилище можно считать релевантным опытом решения проблемы хранения ядерных отходов.  Возможно, что строительство и обслуживание пристанционных хранилищ обошлось бы дешевле, чем нынешний проект ЦХОЯТ. Кроме того, это решило бы проблему перевозки отработанного ядерного топлива по территории Украины. Ведь пока никто не ответил на вопрос - каким путем будут свозить со всех украинских АЭС отработанное топливо в Чернобыльскую зону и насколько это будет безопасно?

- Я - ветеран украинской энергетики. Меня беспокоит такой вопрос: скажите, как там сейчас с топливом для наших атомных станций. Американцы начали поставлять топливо со шведского завода Westinghouse и это правда, что оно уже несколько лет используется в Украине в экспериментальной стадии. Что это фактически означает для безопасности украинских АЭС?

- Пока безопасность самый тонкий вопрос. Зайдите на сайт "Энергоатома" и там нигде не написано, что топливо Westinghouse стало причиной каких-то инцидентов с точки зрения безопасности. Такого не было, и станции работают. Есть только внеплановые ремонты, которые не вызваны проблемами с топливом. Пока инцидентов связанных с безопасностью не было зафиксировано, по крайней мере, официально.

Поставки топлива осуществляются и "Энергоатом" декларирует намерение нарастить их, называлась доля 30-40% и даже 55% от общего объема топлива. Диверсификация поставок ядерного топлива – это здравое решение, которое полностью отвечает международным требованиям. Но оно всегда должно быть хорошо взвешенным, потому что из зависимости от одного поставщика, Украина может просто перейти в другую зависимость. И по результатам этих действий зависеть теперь от поставок топлива Westinghouse.  Реальная же диверсификация создает конкуренцию между поставщиками и является серьезным инструментом обеспечения энергетической безопасности страны.

Новости по теме: Повышение тарифов МВФ