Каких-то только праздников не придумали в мире, даже день рождения консервной банки отмечают. Не остались без своего дня и любители делать покупки. 11 ноября отмечается необычный праздник – Всемирный день шопинга. По сути это самая крупная в мире распродажа. Начиная с 2009 года ее ежегодно проводят практически все интернет-магазины. А придумали праздник китайцы, приурочив ко Дню холостяка. Видимо, решили пожалеть своих неженатых мужчин и сделать скидки на носки и рисовые лепешки. Дату тоже выбрали неслучайно, ведь комбинация из четырех единиц у китайцев, знающих толк в нумерологии, считается самой подходящей в году для заведения знакомства и создания семьи. Оказалось, для покупок тоже. В день распродажи целые сутки "дымятся" компьютеры, щелкают мышки и оформляются заказы. За несколько часов люди совершают покупки на миллиарды долларов, а товары отправляются к покупателям во все уголки планеты. Не удивительно, что эта распродажа обошла такие известные акции, как "Черная Пятница" и "Киберпонедельник".
В общем, 11 ноября один из немногих дней в году, когда шопоголики без зазрения совести могут сметать с полок все, что их душеньке угодно. В преддверии праздника "КП" в Украине" решила разобраться, кто же эти "маньяки покупок" и как таких людей можно вылечить. Да-да, именно вылечить. Психиатры уже давно причислили шопоголизм или по-научному ониомания к списку зависимостей. Первым новую болезнь обнаружил еще в 1915 году знаменитый немецкий психиатр Эмиль Крепелин, "первооткрыватель" шизофрении и маниакальной депрессии. Он заметил, что новый недуг очень похож на прочие виды зависимости и шопоголики испытывают примерно то же, что и наркоманы. Многие творческие люди заметили это еще раньше. Например, в конце XIX века Эмиль Золя в романе "Дамское счастье" описал, как героиня разоряет своего мужа походами по женским магазинам.
Сегодня многие психиатры пришли к выводу, что шопоголизм — это не просто дурная привычка или бессмысленное хобби, а самая настоящая болезнь, зависимость сродни алкогольной или игорной, которую необходимо лечить.
Простыми словами шопоголики — это люди, скупающие все подряд, причем большая часть этих покупок им не нужна, просто сам "обряд" приобретения служит для них лучшим отдыхом, развлечением, и радостью. Повесив в шкаф десятые джинсы они, конечно, испытывают чувство вины за очередную трату денег, но уже на следующий день готовы бежать за очередной покупкой.
По мнению психологов, и женщины, и мужчины-шопоголики всегда недовольны своей жизнью. Дамы нередко считают несовершенной свою внешность, склонны сидеть на диете и покупать себе самые разнообразные "омолаживающие" лекарства. Также пристраститься к покупкам женщины могут из-за недостатка внимания со стороны партнера, потребности в любви, чувства одиночества.
Мужчины-шопоголики, как правило, считают себя неудачниками, они недовольны своей карьерой, материальным положением. Они равнодушны к одежде, но зато скупают все технические новинки для компьютера или же аудиотехнику, а те, кто побогаче - даже новые машины.
Немалую долю ответственности за все возрастающее число "шопинг-наркоманов" несут торговые компании. Причем рекламные стратегии специально разрабатываются с учетом психологии. Рекламные слоганы давят на тонкие струнки души: "Ведь ты этого достойна!", "Вам будут завидовать!", "Могу себе позволить!". По сути нам продают не товар, а мечту о счастье, любви, уважении. Как тут удержаться, когда для покупки даже в магазин бежать не надо – можно всего пару раз кликнут мышкой.
- Шопоголики часто вырастают в семьях, где родители уделяют слишком большое внимание материальному благополучию, - считает психотерапевт Андрей Закревский. - На детей у них просто не остается ни времени, ни сил, поэтому нехватку родительской любви они компенсируют подарками. Так любимые чада с детства приучаются мерить любовь деньгами.
А вот, вторая категория шопоголиков, говорит специалист, наоборот, росла в бедности. Не удивительно, что как только у человека появляются собственные деньги, он тут же бездумно бежит их тратить. Но больше всего страдающих ониоманией среди тех, чьи родители были очень строгими, и все запрещали. Покупками они стараются возместить себе недостаток любви.
Но психологи уверяют: бояться нечего, если ваши покупки носят рациональный характер. Если же большинство приобретенных вещей совершенно не нужны, и даже сложно представить для чего их можно использовать, тогда срочно к специалисту. Кстати, от шопоголизма можно сделать "прививку". Главное условие, чтобы в семье не было культа денег. Мамы и папы должны объяснять детям, что удовольствие могут доставлять не только покупки, но и нематериальные радости.
- поход в магазин без намерения найти там что-то конкретное, а лишь для того, чтобы просто провести время;
- неконтролируемое желание что-то купить "просто так", не представляя, как эта вещь будет использоваться;
- разочарование и злость после покупки, оказавшейся слишком дорогой или ненужной;
- постоянное обсуждение купленного товара;
- подавленное настроение из-за невозможности сходить в магазин и мгновенное повышение жизненного тонуса, как только переступили порог магазина.
Всегда расплачивайтесь только наличными. Кредитки создают иллюзию, что вы тратите не собственные деньги.
Все покупки делайте строго по списку, а лучше возьмите с собой прижимистого спутника, который удержит от ненужных трат.
Чаще "забывайте" деньги дома, пусть в кошельке лежит лишь необходимый минимум.
Даже если очень понравилась вещь, не покупайте ее сразу, попросите отложить до завтра. Обычно отрезвление приходит, как только вещица исчезает с глаз долой.
Женщинам не стоит посещать магазины за 10 дней до менструации. Британские ученые пришли к выводу, что причиной необдуманного женского шопинга является гормональный сбой.
Если вам срочно нужно что-то купить, вспомните, что именно вас просили купить дети или муж. Зайдите в магазин и приобретите эту вещь. Так вы и себя побалуете, и родных.
Покупки в магазинах – не единственный антидепрессант. Есть еще сладкое, шоколад, походы в парк, театр, кино. Постарайтесь внести разнообразие в вашу жизнь, найдите новое хобби.
В октябре Нобелевский комитет присудил премию по экономике Ричарду Талеру. Профессор Чикагского университета был одним из советников экс-президента США Барака Обамы. Прославился он своими исследованиями в области поведенческой экономики. Его последняя книга "Архитектура выбора" (в соавторстве с другим ученым - Кассом Санстейном) - о том, как люди принимают решения. Оказывается, наш мозг регулярно подсовывает нам ловушки - их старательно изучили коммерсанты и теперь зарабатывают на этом деньги. "КП" рассказывает, как применить открытия нобелевского лауреата в реальной жизни. Нужно всего лишь перестать делать привычные вещи.