Несмотря на более двух тысяч поправок, рассмотрение законопроекта заняло от силы два часа. Что же в итоге приняли депутаты?
Работать придется дольше
Пенсионный возраст повышать не будут, но для того, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, придется отработать от 25 до 35 лет. Более того, тем, кто не отработал хотя бы 15 лет, пенсия и вовсе не светит. До реформы можно было получить минимальную пенсию по возрасту, отработав 15 лет.
В зависимости от возраста необходимый стаж для того, чтобы получить минимальную пенсию в 60 лет, выглядит следующим образом:
Для того чтоб выйти на пенсию в 63 года, понадобится следующий страховой стаж:
Для того чтобы претендовать на пенсию с 65 лет, тоже нужно будет отработать минимум 15 лет. Это правило вступит в силу с 1 января 2019 года.
Правда, женщины, которые должны выйти на пенсию по пенсионной реформе 2011 года, получат право сделать это по графику, который существует сегодня:
Кстати, если человек дожил до 65 лет и при этом отработал 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, то его минимальная пенсия будет оставлять 40% от минимальной зарплаты, но не менее прожиточного минимума для пенсионеров.
Если человек достиг 65-летнего возраста, но не наработал такой стаж, то размер пенсии устанавливается пропорционально стажу человека относительно прожиточного минимума. То есть, если мужчина отработал 30 лет вместо 35, он получит 30/35=85,6% прожиточного минимума.
Для тех, у кого нет необходимого стажа, с 65 лет будет назначена государственная социальная помощь, которая для большинства категорий населения составляет 30% от минимальной пенсии. Для сравнения, на сегодня это 393,6 грн.
Сейчас для того, чтобы выйти на пенсию, необходимо дожить до определенного возраста и иметь минимальный трудовой стаж в 15 лет. С 2028 года предлагают всем, у кого будет 40 лет трудового стажа, выходить на пенсию независимо от возраста.
Получается, что те, кто начнет работать в 18 лет, в теории смогут выйти на пенсию в 58 лет. При этом те граждане, которые закончили вузы до 2004 года, могут засчитывать себе этот срок в стаж. То есть такие люди, если отработали всю жизнь, то чисто теоретически смогут выйти на пенсию в 57 лет.
Все дело в коэффициенте стажа, который понизили с 1,35% до 1%. При этом формула расчета пенсии не меняется. Она, как и прежде, представляет из себя три множителя. Выглядит она так:
Размер пенсии =(средняя зарплата за три года)*(индивидуальный коэффициент зарплаты)*(индекс трудового стажа)
Размер средней зарплаты ежемесячно утверждает Пенсионный фонд. Для рассчета пенсий в 2017 году применяется усредненный показатель за 2014-й, 2015-й и 2016 годы, который составляет 3 тысячи 764 гривни 40 копеек.
Вторая важная составляющая - ваш индивидуальный коэффициент. Чтобы его вывести, нужно взять зарплату за каждый месяц с 2000 года, разделить ее на среднюю в тот же период по стране. В итоге, вы получите множество коэффициентов – по числу месяцев, которые отработали. Потом из этих коэффициентов выведут среднее арифметическое – это и будет ваш индивидуальный коэффициент.
Ну и наконец, коэффициент стажа – раньше он был 1,35% за каждый отработанный год. А теперь станет – 1%.
Приведем пример. Например, вы работали по "белому" и ваша зарплата была в 2 раза больше, чем в среднем по стране. Выходя на пенсию вы имеет 40 лет стажа и индивидуальный коэффициент 2.
По старым правилам вы бы получили пенсию: 3764,40*2*40*1,35%=4065,55 грн.
По новым правилам, выходя на пенсию, такой же человек будет получать: 3760,40*2*40*1%=3008,32 грн
При этом до 31 декабря 2017 года при назначении пенсии используется средняя зарплата по Украине исходя из данных за 2014, 2015 и 2016 годы, коэффициент страхового стажа составит 1,35%.
А с 1 января по 31 декабря 2018 года применяется средний показатель за два года – 2016 и 2017 годы, но коэффициент стажа будет уже 1%. Другими словами, люди получат начислений уже на 26% меньше, чем если бы их считали по старой формуле.
Новый закон предполагает индексацию пенсии. Их размер будет вычисляться исходя из финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50% роста среднемесячных зарплат за три года и на 50% индекса потребительских цен. Если бюджет Пенсионного фонда будет бездефицитным, то правительство сможет индексировать пенсии и на 100%.
Правда, "размер, дата и порядок такого увеличения определяются в пределах бюджета Пенсионного фонда по решению Кабинета министров Украины". То есть проводится он будет в ручном режиме.
С 1 октября должны пересчитать пенсии тем, кому они были назначены ранее. Базовая средняя заработная плата для расчета пенсий составит 3764 гривны 60 копеек, что почти в 3 раза больше, чем до реформы (1197 гривен). Больше всего от этого выиграют те пенсионеры, которым пенсии назначили до 2012 года.
Правительство планировало, что пенсионная реформа вступит в силу 1 октября, но депутаты опоздали с голосованием на несколько дней. В итоге часть пенсионеров получит октябрьские пересчитанные пенсии по старому законодательству. Но в правительстве обещают сделать для них перерасчет и заплатить октябрьскую прибавку в ноябре.
Деньги на это есть. Сразу после принятия пенсионной реформы депутаты проголосовали за изменения в Бюджетный кодекс Украины, чтобы повысить пенсии 9 миллионам пенсионеров. Обещают, что повышения составят от 200 до 1000 гривен.
Также реформа предусматривает отмену всех спецпенсий. Это коснется госслужащих, судей, ученых и прочих категорий граждан, которые имели привилегии. Все они будут переведены на общую систему начисления пенсий. Закон отменяет право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и прокуратуры. Ранее эти категории могли выходить на пенсию досрочно.
Исключение по досрочному выходу на пенсию сохранено только для военнослужащих и сотрудников силовых органов. Особые условия по досрочному выходу на пенсию сохраняются для тех, кто работает на вредных предприятиях по так называемым спискам 1 и 2.
Второй уровень пенсионной системы – накопительный – вводится с 1 января 2019 года.
"Участниками накопительной системы пенсионного страхования являются лица, которые по состоянию на 1 января 2019 года подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно данному Закону, - говорится в тексте документа. – Застрахованные лица, которым на 1 января 2019 года осталось менее 10 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 данного Закона, имеют право принять решение не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования".
При этом лица пенсионного возраста не могут быть плательщиками страховых взносов в Накопительный фонд.
- Введение второго уровня пенсионной системы сегодня – это, скорее, как пожелание счастья на дежурной поздравительной открытке, - отметил в комментарии "КП" в Украине" банковский аналитик Алексей Кущ. - После устроенного "банкопада" у украинцев надолго отпало желание инвестировать свои кровные в отечественный рынок капитала. Кроме того, как обезопасить эти накопления от девальвационного риска обесценивания гривны и инфляции? За 10-15 лет эти накопления полностью обесценятся! Второй вопрос – куда вкладывать? В государственные облигации страны, которая находится в преддефолтном состоянии? Правда, есть вероятность того, что на наш рынок пустят крупные иностранные компании по управлению пенсионными активами. В этом случае они выведут все пенсионные накопления украинцев в иностранные активы, и мы будем развивать бедную экономику США и ЕС.
По мнению аналитика, причина появления пункта о втором уровне в тексте закона достаточно банальна: без него реформа выглядела бы как обычное "обрезание" лишних пенсионеров. Вот и добавили пункт о втором уровне, который в нынешних условиях украинской экономики воспринимается простыми смертными как "небеса обетованные".
Впрочем, заранее радоваться или огорчаться не стоит. По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, накопительную систему вполне могут перенести в очередной раз, и с 2019-го она не заработает.
- Начиная с 2018-го минимальный трудовой стаж будет увеличиваться на один год, пока в 2028-м не составит 35 лет – это и есть "начинка" реформы, - считает банковский аналитик Алексей Кущ. - Стоит отдать должное ее творцам: с точки зрения технологичности и демографического анализа - блестящий продукт! Просто повысить возраст выхода на пенсию – это неэффективно. Прошлое повышение ничего не дало, дефицит ПФУ лишь увеличился. А вот поиграть с трудовым стажем – самое то!
Основной ресурс трудового стажа на данный момент – работа во времена СССР. Но он исчерпывается по объективным временным причинам. С украинским стажем ситуация иная. Учитывая количество официально зарегистрированных плательщиков ЕСВ (в среднем 14 млн из 24 млн трудоспособных), счастливых обладателей 35 лет трудового стажа будет не так уж и много. Начиная с 2020 года дефицит ПФУ начнет стремительно уменьшаться, и к 2025 году пенсионный фонд, скорее всего, заработает в профиците. Ну а к 2030 году проблема выплаты пенсий для государства исчезнет как таковая.
Перед нами явное нарушение негласного общественного договора, заключенного в 90-е годы прошлого века: олигархи забирают промышленный комплекс бывшего СССР в результате ваучерной приватизации и пользуются недрами и инфраструктурой страны, а население за это посильно "химичит" на своем микроуровне, практически не платит налоги, пользуется сносными тарифами и упрощенным выходом на пенсию с достаточно высокими выплатами. Этот наивный договор был нарушен после исчерпания его финансовой базы: промышленного потенциала уже как бы и нет. Первыми ласточками отмены этого негласного соглашения стали новые налоги (на жилую недвижимость), затем "пали" сносные тарифы. На очереди пенсии. Да и субсидии не вечны, будьте уверены. Поэтому пенсионную реформу стоит рассматривать лишь как первый этап трансформации пенсий в минимальные социальные выплаты, гарантированные государством.
С 1 октябре в Украине изменился минимальный размер пенсии. Индексация не зависела от пенсионной реформы и должна была повысить минимальную пенсию на 60 гривен. Однако в Кабмине приняли решение повысить минимальные пенсии на 140 гривен – до 1452 грн.