Новость недели, трактованная соцсетями как безусловная "перемога": шведская сеть магазинов планирует выйти на украинский рынок. Информация вышла на онлайн-просторы с подачи главы правления ЧАО "Мандарин Плаза" Александра Черницкого, который не только рассказал общественности о намерениях шведского гиганта, но и предположил, где именно он может "осесть". По словам Черницкого, IKEA может стать арендатором "самого большого в стране ТРЦ "Южный" площадью 450 тыс. "квадратов", который… еще даже не начал строиться. Если точнее, то начало его строительства запланировано на конец 2017 года.
Не обращая внимания на ремарку самого же Черницкого о том, что "велика вероятность их прихода", украинцы приняли комментировать радостную новость как свершившийся факт. Лишь очень немногие скептики пытались вразумить соотечественников, что пока еще "никто никуда не идет". А злые языки и вовсе скептически утверждали: весь этот вброс про IKEA - не более чем пиар будущего ТРЦ.
Спустя пару дней появился комментарий и самой IKEA, из которого ответ на вопрос "идут или не идут" так и остался не проясненным.
В частности, отвечая на запрос журналистов, в IKEA сообщили, что "франшиза для Украины действительно предоставлена, но точной даты по открытию торговой сети пока нет".
Да и в каком именно торговом центре планируется открытие сети, в компании тоже не уточнили.
Понятно, что такой ответ могут трактовать в пользу свей версии и оптимисты, и пессимисты. Но тут вопрос в другом: почему все настолько обрадовались даже возможному приходу шведской компании? Особенно учитывая, что товары IKEA вполне доступны в Украине, по крайней мере, в столице. Частные поставщики покупают их в Польше или России, везут к нам и продают со своей наценкой.
Так в чем же радость? Неужели мебели и посуды все же не хватает? Или дело в другом?
|
СМИ напоминают, что новости о приходе IKEA в Украину появляются не первый раз. В частности, о попытках зайти на украинский рынок сообщалось в 2005, 2008 и 2015 годах. Все они не увенчались успехом из-за невозможности прозрачно договориться с местными властями о выделении земельных участков.
- Исходя из этого можно предположить, что для многих эта новость – как бальзам на душу и сигнал: раз такой гигант, известный своим категорическим нежеланием давать взятки, все же рассматривает Украину как страну для сотрудничества, то антикоррупционные органы работают, жизнь налаживается, - предполагает экономист Андрей Мартынюк.
IKEA – это не только "дешево и сердито", но еще и модно, говорит 21-летняя Диана – большая поклонница шведской торговой сети. За границей она никогда не упускает возможности посетить этот магазин, поясняя: вещи в нем дешевые и стильные. По ее словам, украинцы не избалованы "модными" сетями, поэтому есть ощущение, что выход IKEA на наш рынок немного приближает нас к Европе.
- Массмаркет, дешевые решения, большой ассортимент, хорошее качество, умеренные наценки, - добавил своих "плюсов" прихода IKEA на украинский рынок юрист Андрей Вигиринский. - И, разумеется, дополнительные рабочие места и налоги. Обыватели же просто радуются приходу известного бренда – как в свое время радовались приходу "Ашана". Хотя, конечно, эта радость немного преждевременна: пока еще никто никуда не пришел.
- Хорошая новость для нашей страны, - соглашается аналитик ГК "Телетрейд" Сергей Шевчук. - Во-первых, приход такого крупного предприятия в Украину добавит очки на мировом рынке инвестиционной привлекательности: если IKEA решилась работать с Украиной, то и другие потянутся. Во-вторых, будут созданы новые рабочие места. В-третьих, на рынке страны появится достаточно недорогая и качественная продукция, которая заставит местных производителей быть лучше и конкурентнее. Конечно, пока IKEA официально не заявит о своих намерениях и не даст план запуска сети магазинов, слишком надеяться не стоит. Однако для Украины хорошо уже наличие самих слухов.