26 ноября
Загрузить еще

СМИ: Новая схема вымывания денег из госпредприятий опробована на "Укрхимтрансаммиаке"

СМИ: Новая схема вымывания денег из госпредприятий опробована на
Фото: Фото: Hubs.ua

Если раньше схема выглядела следующим образом: госпредприятия завышали тарифы, покупали на не конкурентных тендерах по завышенным ценам у подконтрольных продавцов комплектующие, горючее и т.п. и так набивались карманы чиновников и менеджмента госпредприятий, то сегодня министерские функционеры принуждают эти самые госпредприятия занижать тарифы на услуги под конкретные компании, а те, в свою очередь, "не имеют границ своей благодарности".

Именно по такой схеме, буквально на днях была достигнута договоренность между авиаперевозчиком-лоукостером Ryanair и министром инфраструктуры Владимиром Омеляном. 

От чего немой вопрос сразу появился у других работающих в Украине авиакомпаний и у аэропорта "Борисполь". Первые теперь не понимают отчего должны платить больше, если, оказывается, можно, как Ryanair, платить меньше, а аэропорт рискует превратиться из прибыльного госпредприятия (в прошлом году оно заработало 1,2 млрд грн. прибыли) в убыточное. 

В ситуации с Ryanair и аэропортом "Борисполь" все-таки есть те, кто окажется в выигрыше – украинские пассажиры. Они, наконец, получат доступные услуги авиаперевозчика. 

Но реализация же подобной схемы на других государственных предприятиях наносит тотальный вред государству, бюджету и самим предприятиям. В первую очередь, как пишут СМИ речь идет о ГП "Укрхимтрансаммиак", искусственное занижение тарифов на услуги которого уже в самое ближайшее время может стать проблемой национальной безопасности. 

"Укрхимтрансаммиак" - клубок проблем, которые не решаются

21 октября 2016 г. В. Гройсман отстраняет от занимаемой должности и.о. директора ГП "Укрхимтрансаммиак" Виктора Полозова. Одновременно Министерство экономического развития и торговли объявляет конкурс по подбору нового руководителя предприятия. В результате даже называют имя победителя, который, правда, так и не занял свою должность. 

Несмотря на это, спустя 4 месяца после формального увольнения предыдущего и.о. руководителя, Кабинет Министров Украины издает распоряжение о назначении нового исполняющего обязанности директора стратегически важного украинского предприятия. Им становится заместитель директор "Укрхимтрансаммиак" по производственно-техническим вопросам Трегубенко Игорь Валентинович. 

На момент назначения нового руководителя на предприятии существует клубок нерешенных проблем. Например, решение Высшего административного суда Украины о признании незаконным повышение тарифа Министерством экономического развития (с $38 до $48), а это $24 млн., которые теперь нужно вернуть российскому "Тольяттиазот". 

Существование задолженности перед бюджетом в размере более 160 млн. грн. и Одесским припортовым заводом - 50 млн. грн. Не обеспечена и безопасность аммиакопровода. Оборудование трубопровода устарело и требует безотлагательной модернизации.

К бедам предприятия относится и методичное его разграбление, причем при активном участии россиян. Одним из самых свежих таких примеров можно назвать следующий факт. В декабре 2016 года договорной объем транспортировки аммиака по трубопроводу через территорию Украины был полностью исчерпан. 

В связи с этим "Тольяттиазот" направляет письмо в адрес ГП "Укрхимтрансаммиак" с требованием транспортировать дополнительный объем, чего нет в условиях контракта, и получает от ГП "Укрхимтрансаммиак" отказ. 

После этого "Тольяттиазот" обращается в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины и выигрывает его. Что это означает? Теперь ГП "Укрхимтрансаммиак" должно уплатить $2,2 млн. в пользу "Тольяттиазот". 

За сто километров видны "взаимовыгодные" отношения между сторонами, суть которых сводится к выводу государственных средств из оборота ГП "Укрхимтрансаммиак".

Среди ключевых проблем ГП "Укрхимтрансаммиак" и убыточный тариф, который невыгоден "Укрхимтрансаммиаку", но выгодный российской стороне ("Тольятиазоту"). При минимально необходимом на сегодняшний день тарифе в $58 за транспортировку тонны аммиака "Укрхимтрансаммиак" прокачивает за $38. 

Возникает вопрос, если при тарифе 48$ предприятие выходило в ноль и денег не хватало на проведение необходимых комплексных мероприятий, обеспечение функционирования критически важных систем, то откуда возьмутся деньги, если цена снижена до $38 за транзит? 

Отсюда выводы: предприятие хотят угробить, подорвав отсутствием финансирования его безопасность, или хотят загнать в долги и сделать банкротом, или просто беспощадно грабят, а, возможно, и все сразу!

Премьерская "премия" к зарплате от российских смотрящих?

Именно решения перечисленных задач ожидало от Трегубенко предприятие и экспертное сообщество. Первоочередным, конечно же, было бы повышение тарифа как ключа к решению всего этого клубка проблем. 

Но, как оказалось на поверку, ожидания-ожиданиями, а желание наживы и личного обогащения всегда на первом плане. И реализуется оно по лекалам описанным выше. 

Т.е. тариф на услуги специально устанавливается самый минимальный, а размер личной благодарности со стороны российского "Тольятиазота" не имеет границ.

Именно для воплощения в жизнь такой схемы, а не решения проблем стратегического предприятия, и назначил Владимир Гройсман Трегубенко главой ГП "Укрхимтрансаммиака". Как сообщают СМИ, такой выбор стал результатом договоренности правительства с российскими "кураторами по аммиаку": владельцем российского "Тольяттиазот" Сергеем Махлаем и "кошельками" В.Путина братьями Роттенбергами. 

Эти господа на экспортной торговле аммиаком в год зарабатывают минимум 250-300 млн. долларов (8 млрд. грн.) чистой прибыли. И делиться ими с Украиной в их планы не входит. 

Поэтому контролировать украинское предприятие для них крайне необходимо. И, желательно, чтобы оно было не прибыльным. "Сливки" собираются снимать не на территории Украины, а в России и многочисленных оффшорных компаниях. Поэтому они и дальше будут лоббировать убыточную для предприятия цену за прокачку. Хотя этот тариф уже сегодня должен составлять не менее $58 за 1000 км.

"Математика" договоренности следующая: Кабмин игнорирует необходимость пересмотра тарифа за транспортировку аммиака, оставляя его на уровне убийственных для предприятия $38, а за это их ежемесячно благодарят на сумму $2 млн. (или $10 с каждой тонны). 

Согласитесь, неплохой "дополнительный заработок". Поэтому, реализуя этот план, буквально через два дня после упомянутого выше распоряжения о назначении Трегубенко, в "Укрхимтрансаммиак" заходят и другие представители от россиян. 

Среди них оказывается и такой интересный персонаж как Дениса Одд, он же Денис Шевчук, он же родственник судьи Конституционного суда Украины Станислава Шевчука. 

Денису Одд-Шевчуку припоминают его антипатриотичную позицию, вспоминая сказанные в свое время слова, что "вместо нежизнеспособного политического проекта "Украина" надо построить новое, жизнеспособное государство Русь". 

Теперь без его ведома на предприятии "Укрхимтрансаммиак" сегодня не решается ни один вопрос. Заодно понятно, на что будут тратиться полученные от реализации схемы с минимальным тарифом прибыли. 

В сложившейся с "Укрхимтрансаммиаком" ситуации Украина лишь теряет. Государство недополучает налоги, граждане социальные выплаты и зарплаты, предприятие работает в убыток, не модернизируется и банкротится. Выигрывают же коррумпированные чиновники, россияне из окружения Путина.

В то время как максимум усилий направляется на поддержку военных в их противостоянии с российскими оккупантами, руководство правительства в лице Премьер-министра договаривается с окружением Путина об откатах за контроль над стратегически важным государственным предприятием. 

Возникает вопрос и к СБУ, и к иным правоохранительным и антикоррупционным органам: как такое в принципе возможно и почему мы, страна с уникальным трубопроводом, должны ложиться под путинских олигархов и работать себе в убыток?

Новости по теме: скандал