На столичных заправках наблюдается ажиотаж. Очереди по 10-15 машин к колонкам, где в баллон "задувают" сжиженный газ, уже не удивляет киевских водителей.
- Это началось еще неделю назад, когда власти стали сносить так называемые, подзаборные заправки, - говорит таксист Дмитрий. – Раньше заправиться можно было на каждом углу, а сейчас приходится искать или оставшиеся заправки или выстаивать очереди у официалов. Я понимаю, что идет борьба с нелегальным бизнесом, но мне, как водителю, это доставляет неудобства. Стараюсь заправляться по ночам, когда народа на заправке меньше, а то днем приходится выстаивать 20-30 минут в очереди. А, как известно, время – деньги.
Проблема незаконных заправок в столице муссируется уже около двух лет. Наверное, все видели, как на любом мало-мальски свободном участке земли вдоль основных магистралей, за день-два появлялась белая бочка, нехитрая вывеска и будка для кассира. Таких заправок в столице до недавнего времени насчитывалось около 350-ти, и это при том, что официальных – всего около восьмидесяти. Несложно посчитать, что только каждая пятая заправка работала легально.
По словам, эксперта рынка нефтепродуктов Леонида Косянчука, одна незаконная газовая заправка, которая установлена без фундамента на металлической раме, стоит около 20-25 тысяч долларов и окупается за два месяца.
Как говорят эксперты, их деятельность все это время "крышевали" чиновники и силовики, но сейчас столичные власти вроде как настроены решительно. Осталось снести около 50 нелегальных заправок. Чем же это обернется для столичного топливного рынка.
Цены вырастут
Что плохо для бюджета, то хорошо для простого человека. Как известно, нелегальный товар всегда будет дешевле легального. Так было и в случае с нелегальными газовыми заправками. Они удерживали низкие цены и не давали официальным заправкам повышать стоимость топлива, иногда заставляя торговать в ноль.
Дело в том, что в разное время по данным "Консалтинговой группы А-95", нелегальные заправки могли продавать топливо от 0,5 до 1,5 грн дешевле, чем официалы. Все дело в неуплате ряда налогов и сборов.
Теперь водителям придется покупать бензин у официалов, а это на 0,5-1 грн дороже, чем у "подзаборных" АГЗС. Кстати. Цены на газ сейчас пошли вверх по всей стране. Но это не связано с столичным кризисом. Как говорят эксперты, выросли оптовые цены, вот топливо и прибавило в цене 50 копеек на литре.
Очереди будут еще несколько недель
Решить проблему закрытия 80% заправок в столице за несколько дней не удастся. По словам замдиректора "Консалтинговой группы А-95" Артема Куюна на это потребуется несколько недель. За это время легальные операторы смогут увеличить количество газовых заправок, ведь у них появится стимул бороться за потребителя.
Еще один фактор уменьшения очередей будет зависеть от того, насколько быстро перестроятся сами водители машин на газу и будут какое-то время заправляться за городом.
Правда, не исключено, что после "Евровидения", к которому сейчас готовят Киев, нелегалы снова начнут появляться вдоль дорог. Эксперты затрудняются ответить на вопрос, насколько победа города над незаконными заправками окончательна.
Спрос на газ продолжит расти
Высокая стоимость бензина является основной причиной тог, что водители массово переходят на газ. За год потребление сжиженного топлива выросло на 8%. И эксперты уверены, что если газ продолжит стоить не более 50% от стоимости бензина, он останется популярным среди водителей и количество машин "на газу" будет увеличиваться.