"КП" в Украине" поинтересовалась, что думают украинские аналитики о решении Международного валютного фонда дать нам миллиард долларов.
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера:
"В заявлении Дэвида Липтона - 2-е лицо в МВФ - по поводу выделения нового транша Украине слово "пенсии" упоминается 2 раза. Закономерно, учитывая плановый дефицит пенсионного фонда в 2017-м на уровне, превышающем 5% ВВП - слишком много и слишком неподъемно.
В ближайшие дни окончательный текст плана действий будет опубликован и можно будет сделать более глубокий анализ взятых обязательств".
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:
"По мнению Порошенко, решение о выделении Украине транша – это очередное признание украинских реформ. С этим можно поспорить. И для начала напомнить: еще в мае 2014-го МВФ выделил Украине первый транш по программе stand-by, которая была полностью провалена. И уже в начале 2015-го Украина выпросила новую программу расширенного кредитования (EFF), которую уже в третий раз переписывают, потому что две предыдущих версии полностью провалились. Нельзя назвать ни одну реформу по рекомендации МВФ, которая улучшила бы жизнь украинцев.
Рекомендации по девальвации гривны обернулась обвалом гривны.
Рекомендации по реформирования банковского сектора обернулись развалом системы.
Реформа системы ЖКХ только увеличила коррупцию в сфере ЖКХ и сформировала долги по оплате коммуналки в размере около 30 млрд. грн.
Что касается борьбы с коррупцией, то международные организации ставят Украину по уровню коррупции рядом с Непалом и Эквадором, хотя структур по борьбе с коррупцией у нас сейчас больше, чем в любой другой стране в мире.
Что касается собственно денег, то в этом году Украине нужно погасить миллиард долларов по кредиту МВФ, который был получен в мае 2014 года. Поэтому этот миллиард фактически является "деньгами по кругу": МВФ дает миллиард и Украина отдает миллиард".
Руслан Бортник, исполнительный директор Украинского института анализа и менеджмента политики:
"Пане Президенте Петро Порошенко, відкрию Вам секрет - фінансування МВФ - "це не ознака реформ", а МАРКЕР КРИЗИ. Не обманюйте нас. МВФ не фінансує процвітаючих країн. Можете запитати в народів Мексики, Югославії, Руанди, Аргентини, ....та хоча б і України про це".
Андрей Блинов, аналитик:
"Хорошо, что МВФ — бюрократическая организация. И она не успела отреагировать на презентованные сегодня на Кабмине стратегические картинки. Я бы на их месте задумался".
Алексей Кущ, финансовый аналитик:
"Как бы ни хотелось представить сей факт как признание успешности украинских реформ, подобное умозаключение будет уж слишком неправдоподобным. По сути, Украина выиграла у МВФ в детскую игру - "гляделки", или кто моргнет первым. Надо отдать должное игрокам со стороны Украины - первыми "моргнули" международные финансисты из Вашингтона.
На конец марта приходился четвертый пересмотр программы сотрудничества Украина-МВФ в рамках программы расширенного финансирования на общую сумму порядка $17 млрд. Данная программа стартовала в 2015 г. и была рассчитана на четыре года.
С тех пор в рамках подписанного меморандума о сотрудничестве Украина брала на себя обязательства по выполнению целого ряда законодательных изменений и достижению системы "маяков" макроэкономических показателей. Таких как инфляция, уровень чистых внутренних активов, чистых валютных резервов, дефицита бюджета и так далее. Часть требований Украина выполнила, часть - нет. Часть траншей получила, а часть - нет.
Кстати, по утвержденному ранее графику, Украина должна была получить первый транш 2017-го в размере $1,9 млрд., то есть по факту вышло почти вдвое меньше. И это неудивительно, ведь Украина умудрялась уходить от "назойливого МВФ", наполняя меморандум всяческим "спамом" - пункт о размещении классификации государственных предприятий на сайте Кабмина, очередные положения о борьбе с коррупцией… В пылу этой творческой работы мы и не заметили, как начали рыть на граните.
МВФ постучался снизу: отныне только структурные реформы станут основанием для более существенного финансирования. В первую очередь это касается рынка земли сельскохозяйственного назначения (со снятием моратория на продажу) и пенсионной реформы (тут главное требование - сократить любыми методами дефицит Пенсионного фонда и размер государственных дотаций). Плюс к этому небольшому по размеру, но такому тяжелому для нас по содержанию перечню - приватизация крупных государственных предприятий, включая ОПЗ и государственные банки, отсутствие госгарантий на полный возврат депозитов населения в госбанках, а также мораторий на деятельность вновь созданного Экспортного кредитного агентства.
В перспективе МВФ продолжит политику выделения траншей по чайной ложке, по сути, рефинансируя свои же старые кредиты, которые Украина будет возвращать за счет новых траншей. Это позволит разблокировать помощь ЕС, сохранить валютные резервы НБУ и пережить 2017-й, а затем в таком же режиме – и 2018-й. Момент истины настанет в 2019-2020, на которые придутся существенные выплаты по реструктуризированным долгам "имени Яресько".