Новые владельцы "Сбербанка" в Украине Григорий Гусельников и Саид Гуцериев являются гражданами Великобритании. Поэтому после продажи формально банк перестанет быть российским.
А еще, дабы не нагнетать обстановку, сменит вывеску: украинская "дочка" Сбербанка после завершения сделки о продаже (ее объявленная стоимость - $130 млн.) продолжит работу под новым брендом.
Как пояснил Георгий Гусельников, банк приобретается на 45% Латвийским Norvik Banka,
соответственно таким, скорее всего, и будет новое имя "Сбербанка". Поскольку Латвия – страна Евросоюза, и Norvik Banka регулируется европейским Центральным банком, то новый банк будет регулироваться и управляться из Евросоюза.
Звучит хорошо, но что же это за банк на самом деле?
По словам экспертов, большой популярностью в европейской Латвии он похвастаться не может, поскольку клиентов у него немного. Раньше это был банк для клиентов из РФ, сейчас он обслуживает в основном ВИП-клиентов, но опять-таки из стран СНГ.
- Основной его бизнес - это внешнеэкономические контракты и сделки между ЕС и СНГ, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – В Латвии ему особо нечего делать, поскольку тамошнюю банковскую систему контролируют банки из Швеции. Они являются фактическими лидерами, обслуживая большую часть клиентов – как физлиц, так и юрлиц. А такие небольшие банки как Norvik занимаются больше нерезидентами, обслуживанием ВИП-клиентов и операциям с ценными бумагами.
Надо сказать, что в российской прессе ни Norvik, ни его владелец Григорий Гусельников особой любовью не пользуются. Еще в 2015-м СМИ называли Norvik "горе-банком" и прогнозировали: его ждет скорое банкротство, а сам Гусельников в любой момент может сменить место жительства на британское.
Но при таких печальных прогнозах, возникает резонный вопрос: а где же Norvik взял сегодня озвученные 130 млн. долларов? И насколько реальна эта сумма?
По мнению аналитика Андрея Блинова, озвученная цена за "Сбербанк" мала, но в данной ситуации возможна. Цену могут озвучить после процедуры Due Diligence, которая проводится для формирования объективного представления об объекте инвестирования и включает в себя инвестиционные риски, независимую оценку объекта инвестирования и множество других факторов.
А вот советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ считает, что $130 млн - это просто оценка сделки сторонами, а на самом деле произошел так называемые "обмен активами".
- Обмен активами предполагает, что участники сделки вместо денег расплачиваются акциями банков, которые им принадлежат: "Сбербанк" вместо "дочки" в Украине получит еще один банк в РФ, а латвийская финансовая группа - банк в Украине, - пояснил эксперт "КП" в Украине". - Такие операции обычно проводят, когда определение капитализации активов осложнено многочисленными внешними либо внутренними факторами, а также в процессе вынужденной перегруппировки активов внутри группы.
По словам эксперта, теперь банк ждут ребрендинг и новая программа коммуникаций с потребителями услуг.