Большая разница
Когда к нам в 90-х один за другим начали заходить мировые бренды, мы все очень радовались. Дескать, теперь вкусим европейского качества на полную катушку! Однако оказалось, что та радость была преждевременной, и продукция самых известных брендов "у нас" и "у них" имеет существенные различия.
О том, что в Европе товары тех же самых торговых марок лучше и качественнее, знают многие. Моя соседка, дочь которой живет в Германии, возит оттуда стиральный порошок. И на все удивленные замечания (ведь у нас продается точно такой же порошок в точно таких же упаковках!) со знанием дела отвечает: разница огромная. В доказательство демонстрирует всем желающим две кучки порошка (купленного в Киеве и в Берлине), и действительно, даже невооруженным глазом видно: это два совершенно разных продукта.
Знакомый вот уже 10 лет из каждой европейской поездки привозит себе шампунь. Тот самый, что "номер 1" и который стоит на полке каждого косметического отдела в украинских магазинах. Но мужчина утверждает, что от того, что продается у нас, у него чешется голова и выпадают волосы, и помогает против этой напасти только тот, что он купил в Австрии или Швеции.
Аналогичная ситуация и с продуктами. Мой приятель регулярно привозит маме "европейский" черный шоколад. Все аргументы о том, наши магазины завалены точно таким же шоколадом, мама с возмущением отвергает – дескать, вообще другой вкус!
Это "зрада"!
Но если мы к таким различиям уже давно привыкли и смирились с ними (хотя с другой стороны – как будто у нас есть выбор!), то для жителей Восточной Европы подобные новости стали настоящим откровением. И в какой-то степени их можно понять. Жили-жили одной большой европейской семьей, и тут такая "зрада"!
Поводом к громкому скандалу стала недавняя проверка. Венгерский пищевой департамент сравнил 24 продукта, которые продаются в бюджетных магазинах Lidl и Aldi в Венгрии и Австрии. И выяснилось страшное: вафли Manner из венгерского магазина не хрустят, а шоколадный крем более жидкий, чем тот, что продается по другую сторону границы!
Воодушевившись опытом соседей, аналогичный эксперимент поставило и Министерство сельского хозяйства Словакии, сравнив 22 продукта. Оказалось, что в колбасу для словаков кладут меньше мяса и больше жира, по сравнению с идентичной колбасой для стран Западной Европы.
Венгрия и Словакия – далеко не первые, кто обратил внимание на эту несправедливость. В 2015 году исследование, проведенное в Чехии, показало: при изготовлении продаваемого в стране напитка Pepsi используется сироп, а в Германии – сахар. Напиток Sprite и вовсе вместо сахара содержит дешевый подсластитель аспартам.
Словом, восточные европейцы не на шутку оскорбились и обвинили крупные международные фирмы в том, что они вероломно продают в Восточной Европе продукты худшего качества, нежели в Западной Европе.
Двойные стандарты
В рыбных палочках меньше рыбы, какао пахнет вовсе не так "шоколадно", как от него ожидалось, а в пакетах чая более мелкий лист – таковы претензии восточноевропейских потребителей к пищевой продукции крупных концернов, продающейся в магазинах на востоке Евросоюза. Польская Gazeta Prawna назвала происходящее "продуктовым расизмом", венгерское издание Magyar Idök задалось вопросом: "Пища второго сорта для страны второго класса?", а болгарский таблоид "24 часа" призвал к сопротивлению "бедной Европы против некачественной еды".
Надо сказать, что подобные претензии восточноевропейская пресса озвучивала и раньше, но сейчас внимание на проблему обратили официальные лица нескольких государств и возмутились не на шутку.
Так, премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что поставки на восток Евросоюза продукции более низкого качества "недопустимы и унизительны".
Его венгерский коллега Виктор Орбан уверен: в пищевой промышленности ЕС процветают двойные стандарты, и в списке приоритетов восток Европы оказывается ниже запада.
"Я думаю, что один из самых крупных скандалов за последнее время", - сказал глава администрации премьер-министра Венгрии Янос Лазар, ознакомившись с разницей в качестве ветчины, вафлей, шоколадного крема и других продуктов "здесь" и "там".
А министр сельского хозяйства Словакии Габриэла Матечна подтвердила гипотезу о существовании одинаковой продукции первого и второго сорта, заявив: наличие двух классов потребителей в рамках ЕС недопустимо!
Призыв бороться с двойными стандартами прозвучал на встрече Вишеградской четверки, в которую входят Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. Вскоре к требованиям присоединились Румыния, Болгария, Словения, Хорватия и Греция.
|
Исследования есть, а доказательств - нет
Разговоры о дискриминации восточноевропейских потребителей в той или иной мере поддерживают политики большинства государств к востоку от Германии, требуя от Брюсселя введения единых норм и правил. Однако на деле большинство претензий оказываются пустыми разговорами, ведь доказательств обмана нет.
Во-первых, производители честно указывают состав, и о том, что в западноевропейской ветчине больше мяса, а в рыбных палочках – больше рыбы, можно узнать уже на этапе чтения упаковки.
Во-вторых, многие результаты восточноевропейских тестирований основывались на органолептической оценке – то есть давались "на глазок". И разговоры о том, что австрийская моцарелла выглядит белее, вафли – звонче хрустят, а кола – лучше на вкус, выглядят несколько несерьезно.
И, наконец, продукты с низким уровнем качества дешевле. Для каждого рынка поставщики готовят соответствующее предложение, и вполне логично, что туда, где приоритетом является цена, отправляются продукты более низкого качества.
На бездоказательность предъявленных претензий напирают и сами производители, намекая: политики, на пустом месте затеявшие "продуктовую революцию", занимаются дешевым популизмом.
Защитники прав потребителей не торопятся принимать чью-либо сторону, осторожно резюмируя: возможно, проблема действительно есть, но, чтобы об этом можно было говорить серьезно, нужны глобальные исследования. Хотя в целом те же защитники прав потребителей вовсе не отрицают: предложение на восточноевропейских рынках низкокачественных продуктов с обилием добавок и консервантов действительно намного выше, чем на западе, а качественная здоровая еда представлена гораздо скромнее.
КОМПЕТЕНТНО
"Никакого обмана нет!"
- Если у нас продается товар известной торговой марки, это действительно вовсе не означает, что он абсолютно идентичен товару этого же бренда, продающегося в Европе, - говорит генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. – Но и цены тоже разные. Во-первых, чем в более дорогой стране производится товар, тем выше его стоимость. Во-вторых, производитель ставит больше маржу в странах с высоким уровнем доходов. В-третьих, на заводах, которые работают на недорогие рынки, меняют рецептуру. Но здесь нужно понимать: один и тот же завод, который производит товар, скажем, для Голландии и Украины, не выпускает продукцию разного качества. Оно одно и то же! А товар разного качества производят в разных странах. Взять, например, мировые бренды одежды: в Украине продается товар из Бангладеш, а в Европе - из Украины. И так – во всех сферах производства, в том числе и в продуктовой. При этом никакого обмана и, тем более, "продуктового расизма", нет. Есть международные стандарты качества, и продукция, продающаяся у нас, полностью им отвечает. А собственные запросы у нас невысоки. Но давайте вспомним Японию - там стандарты качества такие же, а вот требования самих японцев значительно выше. И продукция в страну поставляется в соответствии с их запросами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ