Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Предъявите билет. Что я мог сказать в ответ?

Предъявите билет. Что я мог сказать в ответ?
Фото: Считывающие стройства могут быть установлены вместо привычных компостеров. Фото: Униан

Что произошло?

Президент Петр Порошенко подписал закон, который предусматривает введение единого электронного билета в транспорте. Согласно пояснительной записке, этот документ предполагает постепенный отказ от наличного расчета за бумажные билеты и переход на так называемые электронные билеты.

Делается это для того, чтобы наладить учет льготников, улучшить анализ и планирование перевозок, исключить возможность использования фальшивых проездных документов, уменьшить расходы перевозчиков на организацию и контроль сбора выручки и т.д. 

Однако этот закон не обязывает местные власти в обязательном порядке вводить новшество. Как говорится, электронный билет - дело добровольное. Поэтому с какого числа, в какой форме и какие механизмы будут приняты для введения электронного билета в том или ином городе, решает местная власть. В Минифраструктуры говорят, что реализовывать эти новшества будут этой весной в двух городах - Львове и Днепре. 

Как это будет работать?

Идея электронного билета реализована во многих европейских и уже в некоторых украинских городах. Это может быть обычная бесконтактная карточка, которую пассажир прикладывает к считывающему устройству при проходе через турникет или непосредственно в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая. В этот момент с карты списывается или определенное количество денег, или одна поездка, если учет проводится в количестве поездок. При этом пополнять карту можно будет в специальных автоматах, в кассах магазинов или через интернет.

По сути, ничего необычного в этом нет. Такая система давно уже работает в столичном метро, где можно рассчитываться как жетонами, электронными картами, так и банковскими картами. Пассажир покупает карту и периодически пополняет свой счет. При этом стоимость поездки при оптовой покупке уменьшается. 

Как быть льготникам и туристам?

Согласно тексту закона, электронные билеты будут выдавать бесплатно всем льготникам. При входе в транспорт им придется эти билеты прикладывать к считывающим устройствам. Таким образом будет проводиться их учет и рассчитываться компенсация перевозчикам за провоз льготников. В Киеве, например, единый электронный билет планируют совместить с картой киевлянина. 

Что касается туристов, то для них может быть доступно несколько вариантов оплаты проезда. Первый - это бумажные билетики у водителей. На таком способе оплаты предлагают остановиться во Львове. Правда, стоимость такой поездки будет в несколько раз выше, чем по электронному билету. Второй вариант - продавать туристам проездные билеты на один, два или несколько дней, как это происходит во многих европейских городах. Опять же тут все будет зависеть от решения местных властей. 

Какие могут быть варианты? 

Нечто подобное будет и с едиными электронными билетами и в других видах транспорта. Правда, в зависимости от решения местных чиновников возможны несколько вариантов. Например, деньги могут сниматься как за одну поездку, так и за определенное время проезда. То есть вы оплатили проезд в трамвае, проехали остановку, а потом пересели на автобус. Если вторая поездка не превышает установленный лимит времени, например 60 минут, то за нее платить не нужно.

Не совсем пока понятно, как будет работать контроль оплаты билетов. Вариант первый - все пассажиры заходят через переднюю дверь, где есть считывающее устройство, и прикладывают свой электронный билет к нему. А выходят через средние и задние двери. Подобная система работала в городском транспорте Москвы, но от нее со временем решили отказаться из-за низкой эффективности.

Второй вариант предусматривает установку считывающих устройств непосредственно внутри салона, например в тех местах, где сейчас находятся компостеры. То есть приложив свою карту, вы попросту активируете ее в системе. Если придет контролер, то он специальным сканером проверит, была ли активирована карта при входе в салон или нет. 

Сколько это будет стоить?

Эксперты говорят, что стоимость внедрения подобных электронных систем напрямую зависит от количества транспорта в городе. 

- Для Киева такая модернизация может обойтись в несколько миллионов долларов, - говорит транспортный эксперт Александр Кава. 

Точнее подсчитали стоимость проекта в Днепре и Львове. По словам заместителя мэра Днепра Яники Мерило, внедрение электронного билета для проезда в транспорте обойдется в 10-15 млн евро. А во Львове подсчитали, что потратят на модернизацию около 11 млн евро.

Новости по теме: Общественный транспорт