25 ноября
Загрузить еще

Месяц после национализации ПриватБанка: проблемы с карточками и пониженные ставки

Месяц после национализации ПриватБанка: проблемы с карточками и пониженные ставки
Фото: Страсти вокруг одного из крупнейших банков страны пока не улеглись. Фото: Оскар Янсонс

С момента национализации ПриватБанка прошел почти месяц. На наш взгляд, это достаточный срок, чтобы понять, пошла ли эта процедура на пользу банку. Мы проверили, как работает самый крупный розничный банк страны, а также спросили у экспертов, что значит понижение рейтинга от мировых рейтинговых агентств.

Онлайн и офлайн

Первым делом мы пообщались с клиентами банка, которые активно пользовались интернет-банкингом. Ведь именно за эту систему и любят это финучреждение пользователи, хотя после национализации проблемы с платежами стали появляться чаще.

- Проблемы с системой Приват24 возникали и раньше, - говорит киевлянка Елена. - Но обычно они решались в течение суток. А тут в начале января мне нужно было перевести 750 грн. на карточку знакомой. Система писала, что "операция не может быть осуществлена". В итоге удалось сделать перевод только через два дня. 

Также многие пользователи жаловались, что у них были обнулены так называемые интернет-лимиты. 

- Первый раз с таким столкнулась, - говорит киевлянка Анна. - Нужно было войти в приложение Приват24 в телефоне, а у меня начали требовать какой-то дополнительный код. Перезвонила в банк, там посоветовали переустановить приложение. Вроде бы мелочь, но непривычно, раньше таких сбоев не было.

Некоторые клиенты заметили, что при смене интернет-лимита перестали перезванивать из службы безопасности банка. Однако в банке объяснили это тем, что их система безопасности настроена теперь так, что голосовое подтверждение срабатывает только в том случае, если есть сомнения в идентификации клиента.

В отделениях же все по-прежнему - большинство клиентов приходят для того, чтобы пополнить свою или чужую карту через терминал самообслуживания.

- Я проблем не заметил, - говорит клиент по имени Андрей. - Деньги на карту забрасываю, чтобы оплатить коммунальные счета через интернет. И сейчас они, как и раньше, попадают на счет в течение нескольких секунд.

Банковские продукты: доходность  валютных депозитов понизили

А вот что касается депозитов, то тут граждан ждет небольшое разочарование. Ставки уже пошли вниз. Первой была снижена доходность по валютным депозитам. 

"С 1 января 2017 года ставки по вновь заключаемым депозитным вкладам в иностранной валюте в Приватбанке снижены в среднем на 1-2%, - говорится в сообщении банка. - С начала 2017 года при размещении валютного депозита на год базовая ставка будет снижена до 8% годовых в долларах и 7% годовых в евро. Шестимесячные депозитные вклады 2017 года будут приносить вкладчикам 7% годовых в долларах и 6% годовых в евро. Размещение валютных вкладов сроком на месяц принесет вкладчикам соответственно 3,5% и 2% годовых. Ставки по гривенным депозитам в ПриватБанке пообещали снизить с февраля 2017 года. 

Ничего особенного в этом эксперты не увидели и в один голос заявили, что до национализации ставки по депозитам в ПриватБанке были выше рыночных. Теперь доходность будет снижаться, что скорее всего заставит часть клиентов искать финучреждения с более высокими ставками. Хотя тот факт, что теперь вкладчикам госбанков гарантируется вся сумма депозита, а не 200 тысяч грн., как в коммерческих банках, может привлечь тех, кто имеет на руках солидную сумму и не готов держать ее дома или разбивать на множество депозитов. 

Карточный сбой

Еще один сюрприз, которым удивил клиентов ПриватБанк, стал отказ работы некоторых бесконтактных карт. Первыми начали жаловаться пассажиры столичной подземки, которые привыкли платить картой при проходе через турникеты. Некоторым из них система не давала возможности пройти, а отправляла в кассу за жетонами. После стали слышны жалобы и из других точек продажи - кто-то не мог расплатиться в магазине, а кто-то на заправке.

В банке объяснили, что это техническая проблема, которую можно решить только заменой карты. 

По данным банка, бесконтактные платежи могут не работать примерно у 10 000 карт, что составляет 1% от общего числа карт, выпущенных банком. В Привате пообещали бесплатно перевыпустить эти карты. Проблема касается карт, чей номер начинается на 54570822*. Как говорят в банке, эти карты работают только, если пользоваться ими в Приват24 или банкоматах.

- Мы приносим извинения клиентам, которые столкнулись с такой технической проблемой, и абсолютно бесплатно перевыпустим для них карты в любом удобном для них отделении, - говорит руководитель розничного бизнеса ПриватБанка Алексей Шабан. - Причиной некорректной работы чипов у части выпущенных банком карт, в частности в транспортной, являются сбои в обработке параметров при считывании информации с чипов определенного типа и производителя, использовавшегося при выпуске одной из партий наших карт.

Перевыпустить мгновенную карту можно в любом отделении (комиссию обещают компенсировать). Платную персонализированную карточку в банке тоже обещают переоформить бесплатно, для этого рекомендуют оставлять заявки по телефону 3700.

Если пользователь карты находится за рубежом и у него карта MasterСard, можно попробовать использовать контактный чип или снять наличные (банк обещает компенсировать комиссию в этом случае).

Слухи об увольнениях

Если сбои в работе банка можно объяснить техническими проблемами и самим процессом передачи банка от частных акционеров в государственную собственность, то ситуация внутри банка обрастает все новыми и новыми слухами. 

Например, появилась информация, что в банке урезали премии сотрудникам колл-центра, а потом и вовсе было принято решение о сокращении персонала на 30%. Правда, в самом банке эту информацию опровергают и говорят, что банку это даже пошло на пользу.

- На данный момент увольнений в банке, снижений премий или окладов не было, - рассказал нам пресс-секретарь банка Олег Серга. - Наоборот, с нового года оклады выросли на 20%. Более того, на сегодня в банке есть вакансии. В банке не произошло никаких изменений, кроме смены руководства и собственников. Банк сейчас работает в обычном режиме.

Есть вопрос

Что значит рейтинг "выборочный дефолт"?

На прошлой неделе международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) понизило кредитные рейтинги ПриватБанка до SD (выборочный дефолт) с R/R, отражающего, что компания находится под наблюдением регуляторных органов.

 "Мы намерены пересмотреть рейтинги с уровня SD, когда мы получим достаточно информации об оценке кредитоспособности банка после его рекапитализации", - пишет агентство. 

В то же время украинское агентство "Стандарт-Рейтинг" сообщило о присвоении ПАО "КБ "ПриватБанк" долгосрочного кредитного рейтинга на уровне uaАА. Банк с рейтингом uaAА характеризуется очень высокой кредитоспособностью по сравнению с другими украинскими банками.

Эксперты говорят, что формально правы как западные агентства, так и украинские. И паниковать из-за этого простым людям не стоит.

- Дефолтный рейтинг международных рейтинговых агентств ПриватБанку присвоен из-за того, что еврооблигации банка не были погашены, а были обменяны на акции банка, - говорит экономист Александр Охрименко. - Это действительно называется дефолтом, и тут международные агентства правы. ПриватБанк по своим еврооблигациям допустил дефолт. Таковы правила оценки по международной методике. Что касается кредитования в Украине, то ПриватБанк действительно имеет все возможности выдавать кредиты и привлекать депозиты в гривне с минимальным риском. Так что можно сказать, что правы и те и другие. При этом фактически проблемы возникли только у держателей еврооблигаций банка. Для клиентов, у которых в банке депозиты, это не проблема. 

Новости по теме: Приватбанк