Новые уловки продавцов, заставляющие делать нас ненужные покупки

Новые уловки продавцов, заставляющие делать нас ненужные покупки

Комментарии: 2
Фото: SpeakAbout

- Есть Рогонос, Мыгайло и Хохаль. Нужны - Куль, Крутяк и Бульба

Это не объявления детей и не какой-то шпионский шифр. Это пишут вполне себе взрослые люди в специальных группах. Группы посвящены резиновым фигуркам-прилипалам, которые одна из розничных сетей продает со скидкой своим клиентам. Почему люди "залипли" на прилипал, "КП" объяснили психологи и специалисты по маркетингу.

Не бесплатный подарок

В Украине с периодичностью в полгода-год в одной из крупных розничных продуктовых сетей проводится акция: купи товара на определенную сумму и получи веселую резиновую фигурку Stikeez за символическую цену. Если в 2014 году первые фигурки продавали по 10 копеек за штуку, то сейчас они стоят 99 копеек и выдаются за каждые 99 грн. покупки. И хотя даже в этих цифрах чувствуется макретинговый подвох, люди с удовольствием приобретают фигурки для детей, а потом меняются ими в Сети.

Прилипалы со смешными именами вроде Жарик и Йорж продаются запечатанными в непрозрачную индивидуальную упаковку, и вы никогда не знаете заранее, какую из 24 фигурок коллекции вы получите в этот раз. У каждой из 24 фигурок есть свое имя и небольшая история, которую можно прочитать на специальном сайте. Для коллекционеров создали "домики" прилипал и настольные игры. Таким образом, есть мотивация собрать их всех. Эта цель оказалась настолько захватывающей, что для обмена и покупки недостающих прилипал созданы сотни сообществ в интернете.

- Если вы не азартны, то можете купить всю коллекцию из 24 фигурок на сайтах бесплатных объявлений за 140-170 гривен, - говорит киевлянка Мария. – Но мне интересней ходить с ребенком в магазин. Для дочки каждую раз открыть упаковку – как праздник. Да и игрушка так стоит около гривны, а в интернете за нее просят около 5 гривен. Можно заказать все коллекции в Китае, но с доставкой они выходят приблизительно по тем же ценам, что и в Украине – около 7 грн. за штуку.

Магазину такой успех играет только на руку. Как говорят эксперты, благодаря подобным акциям, средний чек в супермаркете растет, что на фоне падения покупательского спроса повышает оборот торговых сетей.

Мировая практика

Правда, смешные резиновые чудики – это не украинское ноу-хау. Stikeez уже несколько лет активно продаются в игрушечных магазинах Европы. Там они называются Ickee Stikeez, или просто Stikeez. Производители говорят, что это инопланетяне, каждый из которых чаще всего упакован в индивидуальный прозрачный контейнер.

Украинская торговая сеть просто заказала для себя оптовую партию этих игрушек, перекрасив некоторых из них в другие цвета и придумав каждому забавные "украинские" имена. В этом и был успех их маркетинговой кампании.

Подарок за покупку на определенную сумму – самая популярная уловка маркетологов. Но не такая уж безобидная, как может показаться на первый взгляд.

- Маркетинговые акции всегда пользовались популярностью у народа. Кто ж откажется, когда тебе дают что-то бесплатно или в подарок? - рассуждает эксперт потребительского рынка и ценовой политики Станислав Черкасов. - Чаще всего игрушка бьет по самой "доступной" аудитории – детям. Это хорошо продуманный шаг. Редко кто может отказать ребенку в такой, казалось бы, мелочи, как символическая игрушка. При этом многие забывают, что для того, чтобы получить подобную мелочь, необходимо оставить в магазине минимум 100 грн. Часто получается, что человек не собирался тратить этих денег. И так получается из раза в раз. В итоге в конце месяца может "набежать" хорошая сумма. Подсчитав расход, не трудно понять, что условно бесплатные игрушки получаются очень даже платными.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Не сказать, что покупатели не догадываются о том, что их подталкивают к дополнительным тратам. Но мыслить разумно в этот момент могут лишь самые просветленные из нас. Почему? А все дело в глубинных бессознательных механизмах!

- Интерес и привязанность к игрушкам заложены в человеческой психике изначально, - объясняет психолог Анна Туманова. - Практически у каждого из нас, независимо от уровня достатка, когда-то была любимая игрушка. И даже если ребенок рос в суровых обстоятельствах, с мишкой, самолетиком или куклой у человека ассоциируются положительные эмоции. Эту закономерность эксплуатируют маркетологи, предлагая покупателям в качестве подарка игрушку. В этот момент у покупателя осуществляется перенос самых первых положительных эмоций на купленный товар или место его приобретения. Я знаю реальный случай, когда девушка, выбирая машину, согласилась взять автомобиль "не того" цвета. Потому что к нему в качестве бонуса прилагался плюшевый щенок.

В общем, если вы набираете полную корзину покупок, чтобы вам достался какой-нибудь милый трехсантиметровый Нюня, вам явно что-то не додарили в детстве. Коварные маркетологи играют не только на наших ранних воспоминаниях, но и на родственных чувствах.

- Подобные программы выстраивают таким образом, чтобы в процесс покупки были вовлечены все члены семьи покупателей, - рассказывает Юлия Джанибекова, руководитель студии маркетинговых коммуникаций Santorini. - Сначала фигурки "прилипалы" становятся объектом желания детей. Затем уже и взрослые с удовольствием вовлекаются в этот процесс. Судя по всему, стремление получить положительные эмоции и доставить радость детям здесь являются дополнительным стимулом для совершения дальнейшей покупки.

Еще одна правдоподобная версия необъяснимой любви к маленьким подарочкам от супермаркетов – текущий кризис. И банальная нехватка радости.

- За последнее время из-за политической и экономической ситуации у людей увеличилось количество стресса, - констатирует стратег маркетинг-агентства Диана Созинова. - Многие вынуждены экономить, отказывать себе в чем-то. Людям явно не хватает веселья. А тут - яркая, милая, забавная фигурка, которую ты можешь клеить везде. Фигурка дается в темном пакете – это интрига. Моментальная выдача подарка на кассе. Ничего не нужно делать, нужно просто совершать свои привычные покупки – это всегда порция эндорфинов.

Еще 5 популярных маркетинговых крючков

Маркетологи накопили внушительное количество гипнотических "приемчиков". Поддаваясь им, мы вдруг обнаруживаем дома в пакетах из магазина много ненужных и откровенно бесполезных вещей. Чтобы сопротивляться порывам, нужно знать "врага" в лицо.

1) Самая известная уловка продавцов в супермаркетах называется "товар на уровне глаз". На средних полках чаще всего выставляют самые известные, а значит и самые дорогие бренды. Не спешите хватать их со стеллажа, можно найти более дешевую альтернативу на стендах ниже или выше.

2) Другой популярный приемчик – "правило девяток". Например, ценник 99 вместо 100 гривен. Тут дело в психологии и в природе человека. Мы читаем слева направо, и поэтому мозг сначала обращает внимание на первые цифры на ценнике. Покупатель бессознательно выберет товар за 99 грн., хотя разница в стоимости всего 1 грн.

3) "Цветные ценники" - очередная сильная психологическая уловка. Не все люди имеют хорошую память и помнят все цены на товары. Ценник со скидкой действует как магнит для покупателя. Главным становится не цена, а сама возможность получить скидку. Хотя рядом вполне может стоять товар дешевле и без всяких акций.

4) Перед праздниками рекламщики любят писать "Новогодняя акция" или "Осталось 5 дней". Намекая, что нужно поторопиться с покупкой. Здесь идет давление на отголосок еще советского менталитета – купить, пока не пропало с прилавков.

5) И, наконец, приманка в виде мелких бонусов. Например, "При покупке холодильника кастрюля в подарок". Слово "подарок", как уже было сказано выше, завораживает покупателей. Тут важно напоминать себе, что цена пресловутой кастрюли наверняка уже заложена в стоимость этого холодильника.

Политика

В президенты готовы идти 16 человек - кто они?
В президенты готовы идти 16 человек - кто они? 51

Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то избирательном бюллетене могло бы оказаться 16 фамилий.

Луценко просит снять неприкосновенность с двух депутатов  Оппоблока  - Колесникова и Вилкула
Луценко просит снять неприкосновенность с двух депутатов "Оппоблока" - Колесникова и Вилкула [фото, обновлено] 197

Оба - бывшие губернаторы Днепропетровской области.

НАТО и ЕС признали Россию виновной в катастрофе рейса МН17
НАТО и ЕС признали Россию виновной в катастрофе рейса МН17 [дополнено] 64

Правительства Нидерландов и Австралии сделали это на несколько часов раньше. Граждане этих стран погибли в сбитом над неподконтрольной частью Донбасса самолете.

Происшествия

Нападение на Сергея Стерненко: убийство или самооборона
Нападение на Сергея Стерненко: убийство или самооборона 809 1

Причиной нападения на экс-лидера одесского ПС могла стать его возможная незаконная деятельность.

В Донбассе разыскивают контрактника, который сбежал с автоматом и гранатой
В Донбассе разыскивают контрактника, который сбежал с автоматом и гранатой 267 1

В районе поселка Березовое Донецкой области во время несения службы на наблюдательном посту пропал Владимир Воскобойник.

ВСУ уничтожили крупнокалиберные гаубицы  ДНР  около Горловки в ответ на обстрел
ВСУ уничтожили крупнокалиберные гаубицы "ДНР" около Горловки в ответ на обстрел 476 2

НВФ обстреляли Старую Николаевку и подорвали склад боеприпасов. В ответ военный открыли контрбатарейный огонь, уничтожив склад противника и гаубицы.

Экономика

Факт. Счетчик газа теперь можно купить онлайн
Факт. Счетчик газа теперь можно купить онлайн 17

Компания "САМГАЗ", ведущий украинский производитель оборудования для измерения и учёта газа, запустила свой первый в Украине интернет-магазин по продаже счётчиков газа.

Доллар может немного подорожать
Доллар может немного подорожать 62

Эксперты говорят о стабильности на валютном рынке.

Экономист рассказал, почему держится гривна
Экономист рассказал, почему держится гривна 270

Так как украинская экономика сырьевая, маленькая и открытая, обменный курс полностью зависит от внешнеэкономической конъюнктуры.

Общество

Ученые рассказали, почему детям нельзя давать фруктовый сок на завтрак
Ученые рассказали, почему детям нельзя давать фруктовый сок на завтрак 39

В них содержится много сахара, который может стать причиной лишнего веса.

33-летний звезда YouTube скончался от рака кишечника
33-летний звезда YouTube скончался от рака кишечника 525

Джон Бэйн (TotalBiscuit) делал обзоры популярных видеоигр.

Сегодня днем, 25 мая, местами жара до 30 градусов
Сегодня днем, 25 мая, местами жара до 30 градусов 100

Дожди пройдут на западе и востоке страны.

Светская хроника и ТВ

Дорофеева и Кравец вспомнили тех, кто помог им повзрослеть
Дорофеева и Кравец вспомнили тех, кто помог им повзрослеть 142

В рамках флешмоба #вчительмогоуспіху музыканты, телеведущие и другие знаменитости рассказали о своих учителях, которым благодарны больше всего.

 Женский Квартал : 14 новых актрис будут шутить о сексе, красоте и мужчинах
"Женский Квартал": 14 новых актрис будут шутить о сексе, красоте и мужчинах [фото] 400

Студия "Квартал 95" представила девушек, которые руководят шутками в их новом юмористическом проекте.

В гостях у Русланы: дом-электростанция
В гостях у Русланы: дом-электростанция 105

"КП" в Украине" стала гостем на 45-летии артистки.

Спорт

Пограничников раскрасили в цвета команд финала Лиги
Пограничников раскрасили в цвета команд финала Лиги 137

Служба пошла навстречу дизайнерам от власти Киева и стала объектом для селфи с иностранцами.

Борисполь на грани: в аэропорту говорят, что накануне финала ЛЧ работают на пределе возможностей
Борисполь на грани: в аэропорту говорят, что накануне финала ЛЧ работают на пределе возможностей 381 1

Пассажиры, улетавшие сегодня из крупнейшего столичного аэропорта, столкнулись с большой загруженностью аэропорта.

На фанатов  Ливерпуля  в Киеве напали украинцы, а не россияне
На фанатов "Ливерпуля" в Киеве напали украинцы, а не россияне [фото, видео] 888 1

Хулиганов киевского ЦСКА опознали по футболкам.