Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 марта
Загрузить еще

Черная бухгалтерия нелегальных заправок: миллиарды мимо бюджета

Черная бухгалтерия нелегальных заправок: миллиарды мимо бюджета
Фото: По словам экспертов, легальный рынок конкурировать по ценам с нелегалами не может, потому что платит налоги. Фото: Евгения Гусева

Наверняка многие автолюбители обратили внимание, что в последнее время на обочинах стали появляться новые автозаправки. Чаще всего это цистерны со сжиженным газом или дизельным топливом, рядом с которыми стоит ларек для кассира. Внешне они мало чем похожи на стационарные заправки именитых брендов, однако из-за более низких цен некоторые водители все-таки решаются заправиться у таких нелегалов.

Вместе с экспертами мы решили разобраться, опасно ли такое топливо, почему его цена ниже и в чей карман идут деньги от его продажи.

Всему виной новый налог

Массовое появление нелегальных заправок началось после того, как в 2015 году правительством был введен новый налог - сбор с розничного оборота подакцизных товаров. К этой категории товаров относятся бензин, дизельное топливо, сжиженный газ, сигареты и алкоголь. Идея была благой - деньги от продажи этих товаров в рамках децентрализации должны были поступать в  бюджеты местных громад, на территории которых зарегистрированы точки розничной реализации подакцизных товаров.

Однако данный налог был введен экстренно без согласований и консультаций с кем-либо из заинтересованных сторон. Итог получился соответствующим. 

- Существуют проблемы в администрировании этого налога в части розничной торговли нефтепродуктами, приводящие к потерям для местных бюджетов, - об этом пишет столичный мэр Виталий Кличко премьер-министру. - По оценкам специалистов отрасли нефтепродуктов, суммарные потери местных бюджетов из этого источника в 2016 году составляют 1,7 млрд грн. Для бюджета Киева такие потери оцениваются в размере 222,6 млн грн. При этом у органов местного самоуправления отсутствуют инструменты контроля за недобросовестными плательщиками.

Эксперты считают, что на самом деле цифры потерь намного выше. По расчетам "Консалтинговой группы А-95", Киев в 2016 году недоберет 500 млн грн. розничного акциза, а страна в целом - до 2 млрд грн. В случае дальнейшего существования данного налога местные бюджеты будут получать все меньше этого сбора из-за прогрессирующего роста теневого рынка.

Заработок нелегалов: 4 гривны на литре

Эксперты рынка приводят следующие цифры: в 2016 году ставка розничного акциза была фиксированной и составляла 1,17 - 1,32 грн. на каждом литре нефтепродуктов и сжиженного газа. Больше всего в процентном соотношении на неуплате налогов зарабатывали газовщики. 

По словам президента ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонида Косянчука, при цене газа 10-11 грн. за литр нелегальный рынок зарабатывает по четыре гривны минимум на литре.

- Из-за того что нелегальный рынок зарабатывает колоссальные деньги, легальный рынок конкурировать с ним по ценам не может, потому что он платит налоги, - говорит эксперт. - И сегодня практически 90% легального рынка вообще ничего не зарабатывают.

По разным оценкам, на сегодняшний день только в Киеве функционируют около 300 нелегальных АГЗС, которые обеспечивают около 70% оборота сжиженного газа в столице. Потери бюджета Киева от неуплаты розничного акциза при продаже сжиженного газа оценивают в 40-50 млн грн. в месяц. Понятно, что добровольно с такими деньгами никто не расстанется.

Кроме потерь для бюджета проблема нелегальных заправок несет и риски для человеческих жизней. Думаю, многие помнят недавний пожар на нефтебазе БРСМ под Киевом. Тогда клубы черного дыма несколько суток отравляли воздух столичных пригородов. А ведь каждая нелегальная заправка - это такой же потенциально опасный объект, ведь их никто не контролирует. 

КОМПЕТЕНТНО

Решение проблемы есть, консенсуса нет

Эксперты говорят, что без изменения налогового законодательства проблему решить не получится. Сейчас предлагается ликвидировать розничный акциз, пропорционально увеличив ставку основного акциза на нефтепродукты и сжиженный газ на 42 евро/тонна. 

Одновременно предлагают внести изменения в Бюджетный кодекс, в котором предусмотрен механизм распределения средств по местным бюджетам на основе кассовой отчетности автозаправочных станций. Таким образом, как говорят эксперты, цена на нефтепродукты и сжиженный газ не изменится, изменится лишь место сбора налога. Но за счет более эффективного контроля за уплатой основного акциза на границе и в местах производства будет обеспечена полнота сборов и, соответственно, дальнейших поступлений в местные бюджеты.

Данные изменения поддерживают ГФС, Комитет Верховной Рады по налогам и сборам (глава Нина Южанина), Ассоциация городов Украины, Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины, Украинская ассоциация сжиженного газа. Однако Министерство финансов Украины выступает против. 

Именно от их позиции зависит, осядут ли миллиарды топливных гривен в карманах преступников или пойдут на финансирование медицины, образования или создание местной инфраструктуры.