Загрузить еще

Школа безопасности: как не дать украсть деньги с банковской карточки

Школа безопасности: как не дать украсть деньги с банковской карточки
Фото: Рисунок: Катерина МАРТИНОВИЧ

13-е число полностью себя оправдало: мою карту заблокировали. Заботливый банк решил меня оповестить об этом лично эсэмэской с текстом: "Уважаемый клиент! Действие вашей карты Visa приостановлено. Срочно свяжитесь с техслужбой банка по номеру…" 

Вот ведь сервис, усмехнулась я и… успокоилась. С картой все в порядке, а это явно мошенники. Но позвонить все же решила - просто чтобы послушать, в чем подвох. И рассказать вам.

Служба безопасности всех платежных систем

Перед тем как позвонить, на всякий случай сняла с карты все деньги. А то вдруг загипнотизируют, а у меня там зарплата нетронутая лежит! Мало ли что…

- Здравствуйте. Служба безопасности банка, - ответил на том конце провода прокуренный мужской голос. 

- Какого банка?

- Всех банков - и Visa, и MasterCard...

- Но это же платежные системы, а не банки…

Сбросили. Неужели слишком умно начала разговор? А может, они уже каким-то образом успели снять все деньги со счета на телефоне? Проверила - нет, баланс прежний. Значит, обман не в этом. Перезваниваю с другого номера и пытаюсь говорить встревоженным голосом. Интересно же, как они все это проворачивают.

- Здравствуйте. Мне пришло СМС, что карточку заблокировали.

- Скажите свою фамилию.

- Мм… Коваленко… Но, понимаете, у меня две карточки, какую из них заблокировали?

- Если пришло оповещение, значит, заблокировали самого клиента и все, что у него было. У вас какие карты?

- Ну, обычные, пластиковые.

- Понятно. А сколько было на счетах?

И тут я чуть было не проговорилась, собираясь озвучить реальный баланс: 0 и 50 грн. Но зачем я тогда сдалась мошенникам?! Пришлось сказать, что на одной из карточек есть 11 200 гривен. Меня тут же попросили дойти до банкомата, позвонить им оттуда и позвать "специалиста" Дмитрия Орлова. Вот что значит индивидуальный подход к каждому проблемному клиенту! От такого сервиса можно растаять!

- Но ни в коем случае не вставляйте карточку, а то банкомат ее зажует, - напутствовал консультант. - Сначала позвоните!

Что ж, тут все логично. Ведь если клиент засунет карточку и окажется, что она работает, то "специалист" ему не понадобится. 

Секреты пятизначного "пин-кода"

Нахожу ближайший банкомат. Звоню. Трубку взял тот же "консультант" и передал ее "специалисту". 

- Еще раз, сколько денег было на вашей карте? - уточняет "специалист". - Отлично. Все правильно! Теперь вставляйте карточку.

Для правдоподобности с огромной амплитудой тыкаю по клавишам, чтобы это было хорошо слышно.

- Заходите в раздел "Мобильная связь" и выбирайте оператора "Киевстар".

- А зачем? У меня другой оператор!

- Это код для доступа в вашу личную систему, - быстро нашелся "специалист" и продиктовал номер. - Вводите в окно ваш новый пароль, который будете знать только вы, - 11 003. Только не распечатывайте чек, потому что надо завершить операцию по установлению системы безопасности.

В общем, зубы мне заговаривали еще несколько минут. Просили установить мобильный банк, а потом назвать им логин и пароль от него. Я делала вид, что стою у банкомата, нажимала кнопки и называла наобум буквы и цифры. Спустя какое-то время меня все же раскрыли.

- Уважаемый клиент, а вам не кажется, что вы нас обманываете? Мы не получили подтверждения, что вы подключили услугу...

Ну, конечно, ведь деньги мошенникам я не перевела. Ни копейки. Если вы не поняли, в чем подвох, объясняю. Как помните, на моей карте якобы было 11 200 гривен, а "новый пин-код", который продиктовали аферисты, - 11 003. То есть они хотели снять с моего счета почти все деньги. Горе-мошенников даже не смутил тот факт, что пин-код обычно состоит из четырех цифр. Или жадность пересилила. Или они решили, что простофиля на том конце провода вряд ли вспомнит такие нюансы…

В общем, как только мои собеседники поняли, что обман раскрылся, тут же бросили трубку. 

Кстати, переведи я деньги мошенникам, никакие заявления в банк или в полицию не помогли бы. Получилось бы, что я это сделала своими руками и по собственному желанию. В общем, будьте бдительны! И не верьте эсэмэскам, вам приходящим! 

КОМПЕТЕНТНО

"Позвоните в банк или зайдите в отделение"

- На самом деле вывести мошенников на чистую воду в данном случае совсем просто, - говорит экономист Андрей Мартынюк. - Следует просто не перезванивать по номеру, указанному в СМС, и либо воспользоваться контактной информацией, указанной на сайте банка, либо зайти в отделение, где вам выдавали карту. И, разумеется, не следует сообщать никому CVV (последние цифры на обратной стороне карты) и свой пин-код - сотрудники банка такую информацию никогда не требуют. 

БДИ!

Чем может обернуться звонок мошенникам

  1. Плата за звонок. Это, если можно так выразиться, самый безобидный сценарий. Номер телефона, стоящий в эсэмэске о блокировке карты, может оказать платным, и вы просто лишитесь всех денег на телефонном счету. 
  2. Перевод денег. Если вас просят подойти к банкомату и выполнить ряд действий, дело закончится тем, что вашими руками мошенники попытаются перевести деньги на свой счет. Жертве предложат быстро совершить несколько действий, не давая времени на размышление (как в нашей истории), и она поймет, что деньги с карты ушли в неизвестном направлении, когда уже будет слишком поздно. 
  3. Выяснение данных карты. Мотивируя свои действия тем, что для того, чтобы разблокировать карту, необходимо знать все ее данные, мошенник попытается выведать полную информацию о ней - номер карты, срок ее действия, ФИО владельца, код CVV и даже последние проведенные операции. В результате мошенники располагают не только всей информацией о карте, но и о финансовых возможностях ее владельца, и потом могут использовать эти сведения, например, для оплаты в интернете товаров и услуг. 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

"На крючок чаще попадаются пожилые люди"

- Новость о том, что банковская карта оказалась заблокированной и доступа к собственным деньгам нет, способна вызвать панику и заставить действовать опрометчиво, совершая ошибки, - говорит психолог Марина Деркач. - В такой момент мошенникам бывает достаточно просто обмануть свою жертву и выудить у нее деньги. Между тем принцип этой схемы не отличается от большинства других: ударить человека по больному месту, заставить нервничать, предложить "путь к спасению". И чаще всего на крючок мошенников попадаются пожилые люди, которые, во-первых, вообще более доверчивы, во-вторых, мало пользуются пластиком и не в курсе различных нюансов. Поэтому главное, что вы можете сделать, это попросить родителей не совершать никаких действий по указаниям неведомых "операторов", "менеджеров" и "специалистов", а для начала как минимум позвонить вам. 

В ТЕМУ

"Одолжи 500 грн. до завтра. Очень надо!" 

Социальная инженерия - один из популярных сейчас видов мошенничества. В этом случае злоумышленник пользуется вашей психологической слабостью и умело забалтывает. Как по телефону, так и в соцсетях.

Взлом аккаунтов - тоже целый бизнес. В этом случае всем друзьям пишется слезное сообщение: "Срочно нужны деньги на операцию, скиньте, кому не жалко, по 200 грн.". Потом мошенник торопит потенциальных жертв. И, к сожалению, многие ведутся.

- Мне и смешно, и грустно одновременно, - написала на днях одна из знакомых. - Не думала, что когда-нибудь так попадусь. Но так вышло. Коллега написала в скайпе с просьбой одолжить 500 грн. до завтра. Я пишу: "Может, наличкой? В одном здании же сидим..." Но нет: сказала, что лучше на карту и срочно-срочно. Перевела через онлайн-банкинг. А потом решила перезвонить и уточнить, дошли ли деньги. Ну дальше сами все понимаете. Коллега сказала, что ее аккаунт взломали...

Отсюда вывод: если кто-то просит у вас по интернету денег взаймы, не торопитесь переводить, даже если сумма небольшая. Перезвоните или встретьтесь лично.

Новости по теме: Банки мошенничество