13-е число полностью себя оправдало: мою карту заблокировали. Заботливый банк решил меня оповестить об этом лично эсэмэской с текстом: "Уважаемый клиент! Действие вашей карты Visa приостановлено. Срочно свяжитесь с техслужбой банка по номеру…"
Вот ведь сервис, усмехнулась я и… успокоилась. С картой все в порядке, а это явно мошенники. Но позвонить все же решила - просто чтобы послушать, в чем подвох. И рассказать вам.
Служба безопасности всех платежных систем
Перед тем как позвонить, на всякий случай сняла с карты все деньги. А то вдруг загипнотизируют, а у меня там зарплата нетронутая лежит! Мало ли что…
- Здравствуйте. Служба безопасности банка, - ответил на том конце провода прокуренный мужской голос.
- Какого банка?
- Всех банков - и Visa, и MasterCard...
- Но это же платежные системы, а не банки…
Сбросили. Неужели слишком умно начала разговор? А может, они уже каким-то образом успели снять все деньги со счета на телефоне? Проверила - нет, баланс прежний. Значит, обман не в этом. Перезваниваю с другого номера и пытаюсь говорить встревоженным голосом. Интересно же, как они все это проворачивают.
- Здравствуйте. Мне пришло СМС, что карточку заблокировали.
- Скажите свою фамилию.
- Мм… Коваленко… Но, понимаете, у меня две карточки, какую из них заблокировали?
- Если пришло оповещение, значит, заблокировали самого клиента и все, что у него было. У вас какие карты?
- Ну, обычные, пластиковые.
- Понятно. А сколько было на счетах?
И тут я чуть было не проговорилась, собираясь озвучить реальный баланс: 0 и 50 грн. Но зачем я тогда сдалась мошенникам?! Пришлось сказать, что на одной из карточек есть 11 200 гривен. Меня тут же попросили дойти до банкомата, позвонить им оттуда и позвать "специалиста" Дмитрия Орлова. Вот что значит индивидуальный подход к каждому проблемному клиенту! От такого сервиса можно растаять!
- Но ни в коем случае не вставляйте карточку, а то банкомат ее зажует, - напутствовал консультант. - Сначала позвоните!
Что ж, тут все логично. Ведь если клиент засунет карточку и окажется, что она работает, то "специалист" ему не понадобится.
Секреты пятизначного "пин-кода"
Нахожу ближайший банкомат. Звоню. Трубку взял тот же "консультант" и передал ее "специалисту".
- Еще раз, сколько денег было на вашей карте? - уточняет "специалист". - Отлично. Все правильно! Теперь вставляйте карточку.
Для правдоподобности с огромной амплитудой тыкаю по клавишам, чтобы это было хорошо слышно.
- Заходите в раздел "Мобильная связь" и выбирайте оператора "Киевстар".
- А зачем? У меня другой оператор!
- Это код для доступа в вашу личную систему, - быстро нашелся "специалист" и продиктовал номер. - Вводите в окно ваш новый пароль, который будете знать только вы, - 11 003. Только не распечатывайте чек, потому что надо завершить операцию по установлению системы безопасности.
В общем, зубы мне заговаривали еще несколько минут. Просили установить мобильный банк, а потом назвать им логин и пароль от него. Я делала вид, что стою у банкомата, нажимала кнопки и называла наобум буквы и цифры. Спустя какое-то время меня все же раскрыли.
- Уважаемый клиент, а вам не кажется, что вы нас обманываете? Мы не получили подтверждения, что вы подключили услугу...
Ну, конечно, ведь деньги мошенникам я не перевела. Ни копейки. Если вы не поняли, в чем подвох, объясняю. Как помните, на моей карте якобы было 11 200 гривен, а "новый пин-код", который продиктовали аферисты, - 11 003. То есть они хотели снять с моего счета почти все деньги. Горе-мошенников даже не смутил тот факт, что пин-код обычно состоит из четырех цифр. Или жадность пересилила. Или они решили, что простофиля на том конце провода вряд ли вспомнит такие нюансы…
В общем, как только мои собеседники поняли, что обман раскрылся, тут же бросили трубку.
Кстати, переведи я деньги мошенникам, никакие заявления в банк или в полицию не помогли бы. Получилось бы, что я это сделала своими руками и по собственному желанию. В общем, будьте бдительны! И не верьте эсэмэскам, вам приходящим!
КОМПЕТЕНТНО
"Позвоните в банк или зайдите в отделение"
- На самом деле вывести мошенников на чистую воду в данном случае совсем просто, - говорит экономист Андрей Мартынюк. - Следует просто не перезванивать по номеру, указанному в СМС, и либо воспользоваться контактной информацией, указанной на сайте банка, либо зайти в отделение, где вам выдавали карту. И, разумеется, не следует сообщать никому CVV (последние цифры на обратной стороне карты) и свой пин-код - сотрудники банка такую информацию никогда не требуют.
БДИ!
Чем может обернуться звонок мошенникам
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
"На крючок чаще попадаются пожилые люди"
- Новость о том, что банковская карта оказалась заблокированной и доступа к собственным деньгам нет, способна вызвать панику и заставить действовать опрометчиво, совершая ошибки, - говорит психолог Марина Деркач. - В такой момент мошенникам бывает достаточно просто обмануть свою жертву и выудить у нее деньги. Между тем принцип этой схемы не отличается от большинства других: ударить человека по больному месту, заставить нервничать, предложить "путь к спасению". И чаще всего на крючок мошенников попадаются пожилые люди, которые, во-первых, вообще более доверчивы, во-вторых, мало пользуются пластиком и не в курсе различных нюансов. Поэтому главное, что вы можете сделать, это попросить родителей не совершать никаких действий по указаниям неведомых "операторов", "менеджеров" и "специалистов", а для начала как минимум позвонить вам.
В ТЕМУ
"Одолжи 500 грн. до завтра. Очень надо!"
Социальная инженерия - один из популярных сейчас видов мошенничества. В этом случае злоумышленник пользуется вашей психологической слабостью и умело забалтывает. Как по телефону, так и в соцсетях.
Взлом аккаунтов - тоже целый бизнес. В этом случае всем друзьям пишется слезное сообщение: "Срочно нужны деньги на операцию, скиньте, кому не жалко, по 200 грн.". Потом мошенник торопит потенциальных жертв. И, к сожалению, многие ведутся.
- Мне и смешно, и грустно одновременно, - написала на днях одна из знакомых. - Не думала, что когда-нибудь так попадусь. Но так вышло. Коллега написала в скайпе с просьбой одолжить 500 грн. до завтра. Я пишу: "Может, наличкой? В одном здании же сидим..." Но нет: сказала, что лучше на карту и срочно-срочно. Перевела через онлайн-банкинг. А потом решила перезвонить и уточнить, дошли ли деньги. Ну дальше сами все понимаете. Коллега сказала, что ее аккаунт взломали...
Отсюда вывод: если кто-то просит у вас по интернету денег взаймы, не торопитесь переводить, даже если сумма небольшая. Перезвоните или встретьтесь лично.