Торговать с ЕС станет сложнее
То, что Британию ждут непростые времена, видно невооруженным глазом. Британский фунт отреагировал на результаты референдума мгновенным падением до 35-летнего минимума, а граждан страны принялись пугать новыми налогами и переносом заводов в другие страны. Так куда же правительство Кэмерона смотрело раньше и как могло такое допустить?!
- Дэвид Кэмерон стал первым в истории современной Великобритании премьером, пообещавшим провести референдум о выходе из состава ЕС, вследствие чего и занял свой пост, - напоминает финансовый эксперт FIBO Group Дмитрий Кучер. - Но, видимо, давая обещание, он недооценил социальное настроение британцев, и Brexit открывает ящик Пандоры, который может повлечь за собой волну таких же референдумов в других странах Европы.
По словам эксперта, для британского бизнеса Евросоюз был более выгоден, так как за 43 года (Великобритания стала членом ЕС в 1973-м) были налажены рынки сбыта, упрощены таможенные процедуры. А вот местный рынок труда будет в большем выигрыше, если Британия выйдет из ЕС - это даст возможность вернуть себе свои рабочие места, избавившись от заполонивших страну трудовых мигрантов.
- Основное, чего хотели британцы, - это никаких беженцев, никакого участия в миграционных процессах, рабочие места - англичанам, - соглашается юрист Андрей Вигиринский. - Но Британия и без того была в ЕС "на особом положении" - своя валюта, свои визы, свои условия членства. Так что однозначно говорить о том, что Британия выиграет в будущем, достаточно сложно.
По мнению Вигиринского, основные потери страна понесет в торговле и инвестициях. Придется пересматривать торговые соглашения уже вне ЕС, переподписывать и ратифицировать их. Очевидно, что доступ британских производителей к рынкам в Европе после выхода будет усложнен, ведь конкурентными их товары делала в том числе и беспошлинная торговля. Не следует забывать и о том, что для заключения новых торговых договоров, договоров о сотрудничестве и особенном порядке налогообложения операций потребуется ратификация всех членов ЕС, а их, кроме Британии, 27!
А Европа проиграет больше…
Впрочем, говорить об однозначных плюсах или минусах в данной ситуации не приходится - уж слишком сильно переплелись отношения Британии и ЕС более чем за 40 лет. И, например, по мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, гораздо больше от этого британского демарша проиграла Европа.
- В любом случае ЕС продолжит торговать с Великобританией, но теперь Брюссель или Берлин не будут навязывать Лондону свои требования. Кроме того, британцы избавились от налогового бремени в пользу Евросоюза.
По мнению экономиста, потеря европейских рынков ударит по Британии не так сильно, как сейчас говорят. Охрименко уверен, что Лондон найдет рычаги, чтобы заставить Европу пойти на уступки.