Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Почему девальвация гривны не привела к росту продаж украинских товаров

Почему девальвация гривны не привела к росту продаж украинских товаров
Фото: Фото: ZN.UA

О том, что девальвация гривны положительно влияет на импортозамещение, говорят довольно часто. На первый взгляд все просто: импортные товары дорожают, и потому граждане больше склонны покупать отечественные товары. А это, в свою очередь, стимулирует отечественное производство. Но, говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, теория и практика – это часто разные вещи.

Александр Охрименко. Фото: obozrevatel.com 

- За 2014-2015 годы девальвация гривны составила около 300%, и при таких показателях импортозамещение должно было побить в Украине все рекорды, - говорит эксперт. – А что произошло на самом деле, мы можем увидеть исходя из данных Государственной службы статистики, которая ведет учет продажи отечественной продукции в торговых сетях Украины.

Согласно официальным данным, за 9 месяцев 2015 года 59,6% всех продаваемых товаров в розничных сетях Украины были действительно произведены в Украине, констатирует экономист. Но не спешите радоваться, ведь за 9 месяцев 2013 года, когда не было девальвации гривны, доля продаваемых отечественных товаров в торговой сети составляла 58%. Согласитесь: рост импортозамещения на 1,6% вряд ли можно назвать успехом, если для этого пришлось обвалить гривну в три раза.

Таким образом, делает вывод Охрименко, девальвация гривны не стимулировала импортозамещение. Скорее, наоборот: девальвации отрицательно влияет и на импорт, и на экспорт, и на внутренне потребление.

- Каким бы странным это не показалось многим нашим политикам, доля отечественных продовольственных товаров в общем объеме розничных продаж в Украине за 9 месяцев 2015 года составляет 86,1%. Поэтому все разговоры о том, что украинцы едят импортные продукты, а бедным фермерам не дают развиваться, - это выдумка. К слову, за 9 месяцев 2013 года доля отечественных продуктов в торговой сети составляла те же 86,1%. Так что девальвация гривны никак не стимулировала украинцев больше покупать отечественные продукты – они уже и так давно их покупали. Но чтобы было за что покупать, нужен стабильный рост заработной платы, а вот его как раз и нет. Что же касается импортных продуктов, то наши политики и некоторые эксперты должны уяснить: их доля высока только в сегментах кофе, чая, рыбы, морепродуктов, цитрусовых – и тут у нас особого выбора нет.

Что касается непродовольственных товаров, то за 9 месяцев 2015 года доля отечественных составила 40,7%. Для сравнения: двумя годами ранее - 39,9%. То есть мы снова видим, что рост импортозамещения фактически не произошел. При этом все понимают, что украинцы, как и раньше, покупают импортные мобильные телефоны, смартфоны, бытовую технику. Казалось бы, девальвация должна стимулировать производство продукции отечественной легкой промышленности, но и этого тоже нет, ведь сырье и материалы для отечественной легкой промышленности – импортные. В результате за 9 месяцев 2015 года только 3,1% обуви, 4,3% трикотажных изделий, 6,3% изделий из тканей, проданных в Украине, были отечественного производства.

- В действительности для импортозамещения нужна не девальвация, а жесткая стабильность гривны, - резюмирует экономист. - Вот это действительно будет стимулировать украинский бизнес думать об импортозамещении.

Новости по теме: девальвация