21 ноября
Загрузить еще

Миллиарды из воздуха

Знаете, как можно заработать огромные деньги, не прилагая особых усилий?

Даже не нужно возглавлять налоговую администрацию. Этого добились украинские автопроизводители, которые сумели вернуть себе льготы и теперь не платят налог на добавочную стоимость (НДС). А машины, вопреки здравому смыслу, в салонах не подешевели. Теперь вместо отчислений в бюджет денежные реки потекут в карманы автобаронов. Более того, каждый украинец, поддержавший украинского производителя, при регистрации авто в ГАИ переплатит несколько сот гривен.

Если кто-то забыл о том, как в последние годы формировались цены на автомобили в Украине, я напомню. Сначала несколько производителей протолкнули сквозь парламент закон о поддержке национального автопрома. Основной особенностью документа стало то, что три украинские корпорации получили право сбывать продукцию без НДС. То есть цена, которую они устанавливали в автосалонах, оказалась минимум на 20 процентов ниже, чем у конкурентов. В число счастливчиков попали предприятия корпораций «УкрАВТО» и «Богдан», а также Львовский автобусный завод. В итоге вся страна пересела на «Сенсы» и «Ланосы», которые продавали по довольно интересным ценам – от 6 до 7,5 тыс. долларов. Думаю, многие помнят те времена.

Потом в 2005 году правительство Юлии Тимошенко уравняло всех, отменив льготы для избранных. Это было сделано с целью обеспечения вступления Украины в ВТО. «Ланосы» тогда подорожали приблизительно до 9 тысяч долларов. Цена за машину, разработанную 15 лет назад, оказалась не слишком конкурентоспособной, но автопроизводители быстро нашли выход. Нет, они не стали думать над тем, как удешевлять производство, а попросту… выторговали для себя повышение таможенных пошлин. Импортные автомобили выросли в цене, а «Ланосы» по-прежнему продолжали пользоваться спросом, оставаясь самой популярной иномаркой на нашем рынке.

Теперь вот льготы автопроизводителям вернули, но машины не подешевели. Кто же в здравом уме снизит их цену, если и так раскупают? А вообще, казалось бы, если возвращены льготы, то правильно было бы восстановить «статус кво», вернув импортные пошлины на прежний уровень. И настоящие иномарки подешевеют, и нашим производителям все-таки придется снизить цены. Но этого не наблюдается. Бюджет теряет 3 млрд гривен, уверены некоторые депутаты, а украинцы переплачивают при оформлении машин, поскольку сбор в Пенсионный фонд при оформлении в ГАИ платится исходя из стоимости транспорта без НДС. В то же время несколько предприятий получают дополнительную прибыль в 3 млрд гривен за год.

Не правда ли, красиво выглядит бизнес по-украински?