Новая квартира - всегда праздник. Но в нашем городе он чаще всего со слезами на глазах. Все справочники утверждают, что нужно подсчитать предварительные затраты на ремонт и умножить на полтора. Не верьте! Если выйдете на «один к трем», вам очень повезло.
Вывод 1
Нельзя приглашать пьющих шабашников
Мы приобрели квартиру «под ключ» на Позняках. Приходим. Обои в комнате самые дешевые, цвета застиранных полотенец, а на кухне - темные, имитирующие мрамор в Мавзолее. Но между комнатой и кухней нет стены: «студия», так сказать. Пришлось самим ставить перегородку. Знакомые посоветовали двух шабашников. Гипсокартон и стекловата обошлись в 700 гривен. За работу взяли 750. Цена перегородки - 1450 гривен.
Нарушив целостность интерьера, пришлось заниматься ремонтом дальше. Шабашники пообещали полностью «вылизать» квартиру всего за $500. Радостно подсчитываю, что сбережений хватит и на новую кухню, и на диван. Бегу заказывать мебель по индивидуальному проекту, ведь через две недели ремонт будет закончен. А пока покупаю двери, обои, плитку на кухню (3 кв. м), краску и массу мелких деталей (дверные ручки, замки, выключатели, розетки). В «Эпицентре» получаю чек на 3860 гривен. Перевозка груза - еще 60 гривен.
- Я на все руки мастер, - убеждает меня ремонтник Саша, обдавая густым перегаром. - Прибью за бутылку карнизы для штор и протяну веревки для белья.
Несмотря на удушье, стараюсь шабашника понять: и работа, и жизнь у строителей тяжелая. Предчувствуя скорый переезд, назначаю дату новоселья. Мастер звонит каждый день, рассказывая о трудовых подвигах. Но потом вдруг замолкает. Оно и понятно: в праздник Святой Троицы работать нельзя. Но через два дня уже осознаю, что отдых затянулся. Прихожу с инспекцией. Старые двери варварски выломаны, плитка положена, но на всю площадь ее не хватило: зияют два квадрата над мойкой. Потолок пытались покрасить, но от этого вывалился огромный кусок штукатурки. В ужасе настойчиво звоню на мобильный. С пятой попытки Саша берет трубку.
- Да у вас штукатурку на потолок зимой клали, поэтому теперь от краски она падает. Нужно установить навесной из гипсокартона, иначе невозможно.
- Так сделайте стяжку! - отвечаю.
- Что вы! Она вам во столько обойдется, что не обрадуетесь. Гипсокартон дешевле, - настаивает горе-прораб.
На следующий день встречаемся в «Эпицентре». Гипсокартон и металлические рейки обходятся в 1,5 тысячи гривен. Саша обещает установить потолок за 4 дня, но как-то застенчиво обходит вопрос оплаты труда. Я тоже не напрашиваюсь. Может, это войдет в те 500 долларов? Выдаю аванс, а сама прикидываю: за укладку гипсокартона придется выложить еще пару сотен «зеленых» дополнительно.
Но после совместной покупки материалов Сашу я больше не увидела. На следующий день по квартире валялись разломанные плиты материала, а телефон моего ремонтника молчал. На SMS-воззвания он тоже не отвечал - просто пропал, а вместе с ним - и часть купленного гипсокартона. Интересно, что в моей квартире остался весь его инструмент, электродрель и драные трусы в придачу.
Цена вопроса:
Материалы и аванс Саше - 4300 гривен.
Вывод 2
Не искать мастеров по газетным объявлениям
Отчаявшись нанять кого-то по знакомству, начинаю поиск мастеров по газетной рекламе. Из 29 объявлений выбираю несколько привлекательных. Звоню. Оказывается, смонтировать гипсокартоновый потолок - минимум $10 за квадратный метр. Вот это сэкономила! Договариваюсь о встрече сразу с тремя мастерами поочередно. Торчу 2 часа в разбитой квартире. Не пришел никто, и только один позвонил - извиниться. Вечером опять начинаю поиск. Попадаю на Андрея с вкрадчивым голосом.
- Сейчас хороших мастеров в Киеве найти невозможно, - описывает он мне ситуацию. - Ни у кого нет специального образования, качество тоже никто не гарантирует. Мы практически единственные, кто безупречно делает работу. Ремонтировали квартиры и звездам шоу-бизнеса, и депутатам.
Договариваемся о встрече. Приезжаю. У входной двери стоят два парня. Убеждают смонтировать модный двухуровневый потолок, с волнами и звездным небом. Просят за все $800. Пытаюсь торговаться, но у претендентов масса контраргументов. От цены начинает сводить зубы, но я сдаюсь. Правда, на этот раз осмотрительно прошу показать документы.
БДИ!
Выставляя цены в долларах, строители предпочитают расчет в гривнах, но при этом считают «зеленые» по курсу 5 гривен. Так на 1 тысяче у.е. вырастает лишних 400 гривен.
Прораб Андрей через два дня звонит с известием: не хватает гипсокартона. Потратив еще 500 гривен на материалы, уговариваю себя, что потом все будет выглядеть сказочно. Но, заглянув вечером в квартиру, прихожу в недоумение. От первоначального проекта не осталось и следа. В коридоре строители кладут ровный потолок, а в комнате - вялую волну в самом углу. И это мой сказочный навес за 800 у.е.? Звоню прорабу. Но его волнует не то, что мне не нравится работа, а то, что я озвучиваю сумму договора при рабочих. Оказывается, это неэтично, потому что те потребуют повысить зарплату. Выслушав пару-тройку оскорблений по телефону, я в ужасе думаю, как выйти из ситуации. Тут прораб звонит сам - угрожает, что не потерпит такого к себе отношения, поэтому разрывает договор и снимает все конструкции. Я соглашаюсь. Но Андрей явно преследовал другую цель. Он впадает в ступор, сразу меняет тон и просит оплатить работу по частям.
И тут я понимаю, что сама с ситуацией не справлюсь. Долго перебираю странички телефонной книги и нахожу знакомого, занимающегося строительством в банке. Вместе идем принимать работу горе-ремонтиков.
Мой приятель просто в ужасе от соотношения цены и качества. Когда появляется подельник Андрея (сам прораб не появился), мы уже принимаем решение найти других исполнителей. Но мои клиенты, оказывается, жаждут продолжать ремонт. Отделаться от их услуг удалось только благодаря защите моего друга. А вот заплатить $250 за явный брак пришлось - во избежание вооруженного конфликта.
Цена вопроса: недоделанный потолок обошелся в 3250 грн.
Вывод 3
Мой приятель из банка дает телефон надежного прораба Валерия Леонидовича, с которым сотрудничал при ремонте учреждения. Но предупреждает: цены у него еще те! Встречаюсь с новым ремонтником. Оказывается, мы с ним раньше работали в одной газете, но теперь Валерий Леонидович из директора переквалифицировался в прорабы. Вспоминаем былое, а у меня на душе праздник - теперь никто меня не будет оскорблять и обсчитывать! Тем более что новый прораб отказывается от лишних 200 гривен на материалы: ему чужие деньги не нужны. Доделав гипсокартонный потолок и устранив изъяны, Валерий Леонидович выставляет счет - 1250 гривен. Не так уже и дорого по сравнению с предыдущими халтурщиками. Но, оказывается, этот потолок все равно нужно еще зашпаклевать и покрасить. Валерий Леонидович озвучивает цену - 10 евро за квадратный метр. Соглашаюсь в полуобморочном состоянии. Также прошу поставить двери. Цена - 300 гривен за установку каждой. Прораб звонит каждый день, докладывает о фронте работ. Я с воодушевлением покупаю точечные светильники, выключатели (за все - около 1000 гривен) и жду окончания работы. Но мечты о новой мебели уже испарились. Хоть бы на ремонт хватило! Надеюсь, что смета не превысит 5 тысяч гривен. Приходит время расчета. Бывший сослуживец объявляет сумму - 10 250 гривен.
- Кто не занимался ремонтом, даже не представляет, сколько он сегодня стоит, - объясняет мне Валерий Леонидович. - Сегодня ремонт однокомнатной квартиры обходится минимум в 10 тысяч долларов.
Дома в спокойной обстановке проверяю счет. Оказывается, бывший сотрудник посчитал мне доллары по 5 гривен и добавил лишних 3,5 кв. м потолка, при этом еще и увеличив цену за работу с 10 до 12 евро за квадрат. Приписал и пару лишних метров карниза. Получилась неплохая накрутка - 750 гривен! Но отстоять удалось только 440 гривен, расплатившись частично в долларах. Правда, Валерий Леонидович назвал это скидкой.
Цена вопроса:
Мое сотрудничество с добросовестным строителем обошлось в 12 тысяч гривен.
Вывод 4
Лучше самому отремонтировать то, что по плечу
Оставшись без денег, решаю, что обои можно поклеить самой. За день худо-бедно разделываюсь с комнатой. Впереди еще кухня и коридор. А вот залитый строителями линолеум придется менять через пару лет. Сейчас на это не осталось ни сил, ни денег.
Цена вопроса:
790 гривен (30 рулонов на 3 помещения по 25 гривен плюс 2 пачки клея - 40 грн.).
Вывод 5
При переезде надо договариваться только о почасовой оплате за грузчиков и машину
Теперь осталось переехать. Звоню по рекламному объявлению, где обещают все упаковать, перевезти, а потом установить, как было. Тариф - 150 грн. в час за машину и по 80 за грузчиков. На втором конце линии приятный мужской голос убеждает: если сразу договариваемся про 1 тысячу, пришлем трех грузчиков и все сделаем очень быстро. Но когда на следующий день появляются два молодца, то оказывается, что они помнят только о тысяче.
- Чего это вы не упакованы? У нас еще одна ходка, нам некогда, - наглым тоном заявляет старший.
- Но ведь у меня оплачено более 5 часов, - пытаюсь сопротивляться.
- Мы договорились только о сумме, у вас на все максимум три часа! - слышу в ответ.
В результате забываю немало нужных вещей, среди которых даже видеомагнитофон, но укладываюсь в срок, заявленный грузчиками. Но на новой квартире никто и не думает собирать мне мебель. Ведь по мобильному уже звонят другие клиенты. А мне приходится все оставшееся довозить в две ходки на такси.
Цена вопроса: 1200 гривен.
Итого - 23 390 гривен. А ведь фактически отремонтирован только потолок, заменены двери и обои.
ВАЖНО