Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Кто заинтересован в монополии на рынке ветеринарных вакцин и диагностических тестов

Кто заинтересован в монополии на рынке ветеринарных вакцин и диагностических тестов
Фото: На рынке ветеринарных вакцин образовалась угрожающая монополизация.

В 2014 году Антимонопольный комитет обратился в Кабинет министров Украины с просьбой поручить Министерству аграрной политики внести изменения в ряд законодательных и нормативно-правовых актов. С точки зрения АМК, это необходимо, чтобы урегулировать ситуацию, которая сложилась на рынке ветеринарных услуг. Речь идет о вопросе контроля за процедурой регистрации и инспекцией производства ветеринарных вакцин и диагностикумов для животных, а точнее - о полном его отсутствии со стороны независимых экспертов. В настоящее время весь процесс, начиная от разработки, запуска в производство вакцин и диагностических тестов и до разрешения на их реализацию, находится в руках одной государственной структуры - Научно-контрольного института биотехнологии и штаммов микроорганизмов. Такая монополизация делает невозможной здоровую конкуренцию и лишает потребителей выбора. Проблема была поднята еще весной прошлого года, но ничего не изменилось и по сей день.

Три функции в одном 

Инициатором обращения в Антимонопольный комитет стал Институт ветеринарной медицины Национальной академии аграрных наук. А также - производители ветеринарных иммунобиологических препаратов, которые не имели возможности на равных соревноваться с конкурентами, которые априори оказывались в лидерах необъявленных конкурсов. Как свидетельствуют документы, находящиеся в распоряжении "КП" в Украине", на протяжении последнего времени Государственный  научно-контрольный институт биотехнологии и штаммов микроорганизмов (далее - ГНКИБШМ) размещал производство львиной доли разработанных своими специалистами вакцин на двух фирмах - частном предприятии "ВЕТ-ГРУП"  и ООО "ВЕТИНТЕХ". Оба предприятия зарегистрированы в Киеве и получили право на производство как минимум 30 препаратов. 

Насколько производственные мощности этих ЧП и ООО отвечают современным требованиям, есть ли у них условия для производства вообще и каково качество конечной продукции, история умалчивает. Нет, мы ни в коем случае не ставим под сомнение ничего из вышеперечисленного - на это имеют право только компетентные контролирующие органы. Но дело в том, что такой орган всего один - ГНКИБШМ. То есть разработчик, заказчик и одобряющий в одном лице. Согласитесь, это вызывает вопросы.

Гармонизация с Европой

Возникли вопросы и у Антимонопольного комитета. Проанализировав информацию, предоставленную Институтом ветеринарной медицины, и проведя собственный анализ нормативно-правовой базы, специалисты АМКУ обратились в Минагропром и Государственную ветеринарную службу с просьбой решить вопрос о привлечении других ведомств, помимо ГНКИБШМ, к государственному надзору за качеством ветеринарных препаратов. И внести соответствующие изменения в законодательство.

Государственная ветеринарная служба, отвечая на запрос АМКУ, согласилась учесть предложения комитета и даже подчеркнула, что изменения будут происходить в русле гармонизации законодательства Украины с правом Евросоюза. Однако при этом:

" …В письме не были названы пути, способы и сроки по мерам регулирования, - отмечает в своем письме в Кабмин АМКУ. - Учитывая вышесказанное, комитет обращается в Кабинет министров Украины с просьбой поручить Министерству аграрной политики внести изменения в соответствующие законодательные и нормативно-правовые акты с целью урегулирования ситуации, которая сложилась в вопросе контроля и надзора за процедурой регистрации, производством и оборотом ветеринарных препаратов, в частности путем привлечения к этой работе других учреждений, кроме ГНКИБШМ".

Результатов реагирования до сих пор нет. Будем надеяться, что это вопрос времени. Демонополизация рынка - одно из условий устранения злоупотреблений на нем, а именно такие требования (не зря было подмечено выше) выдвигает нам Европа. И в этом случае речь не может идти о частностях или мелочах. Все они составляют единую картину старой системы, разбивать которую придется точными ударами по всем направлениям. 

Цены с потолка

И еще один штрих к общей проблеме: такое чувство, что старая законодательная база составлялась так, чтобы каждый ловкий чиновник мог обустроить в ней свою удобную норку.

В распоряжении редакции оказался еще один документ. Это заявление на имя начальника милиции Соломенского района Киева. Оно, как нам кажется, имеет непосредственную связь со всем вышеперечисленным.

По мнению заявителя - Института ветеринарной медицины, монопольное положение ГНКИБШМ позволяет институту не только отсекать от рынка ветеринарных вакцин "чужих" производителей, в том числе зарубежных, но и самолично устанавливать цены.

"Расчеты за услуги по исследованию качества ветеринарных препаратов проводятся на основе калькуляций на отдельные виды деятельности, которые утверждаются директором ГНКИБШМ, - идет речь в письме.  Стоимость услуг за проведение исследований определенной серии ветеринарного препарата состоит из суммы калькуляций на отдельные виды исследований. Перечень показателей, по которым они проводятся, определяется на заседании Экспертного совета по контролю качества ВИП (ветеринарных иммунобиологических препаратов. - Ред.), которая действует в ГНКИБШМ. При этом стоимость услуг по государственному контролю качества, которые сегодня имеет право предоставлять только ГНКИБШМ, не согласовывается с органами власти, а устанавливается и рассчитывается учреждением самостоятельно", - говорится в заявлении. 

Проще говоря, цены на услуги устанавливают те, кто их оказывает, и они могут варьироваться. Это нормальное явление для частной коммерческой организации, но не для государственного института. 

Нужна конкуренция

Отстаивая свое право на исключительность, ГНКИБШМ апеллирует к тому, что только в его распоряжении есть эталонные штаммы микроорганизмов, международные и национальные стандарты для проведения контроля качества. В других учреждениях, дескать, нет даже персонала, обученного работе с ВИП. Однако в Институте ветеринарной медицины утверждают, что имеют такие же условия и не менее квалифицированных специалистов. Такая же прочная база находится в Национальном научном центре "Институт экспериментальной и клинической ветеринарной медицины НААН", отмечает Антимонопольный комитет. 

- Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Украины "О защите экономической конкуренции" органы власти обязаны препятствовать каким-то действиям, которые могут влиять на конкуренцию, - делают ударение эксперты АМК в рекомендательном письме, которое было направлено в Минагрополитики. 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Чем это может обернуться для потребителя

- Видимо, в ветеринарной медицине, как и других хозяйственных отраслях, действует система откатов. То есть директор клиники закупает тот препарат, от которых получает свой процент в виде вознаграждения. Хозяин животного, обращаясь за услугой, фактически лишен выбора, да и в ветпрепаратах обычные люди не разбираются, - говорит Игорь Малынюк, частный ветеринар. - Человека просто убеждают, что продукт хороший. 

Похоже, что так же происходит и в описанной выше деятельности.