24 ноября
Загрузить еще

Банковская "неприкосновенность" за счет налогоплательщика

Банковская
Фото: Фото: ТСН

Если реформы имеют половинчатый характер, значит это не реформы, а имитация. Реформы либо есть, либо их нет. Яркий тому пример – ситуация по фискализации и выполнению Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" (№ 71-VIII), согласно которому поэтапное введение системы оборота наличных средств должно начаться с 1-го июля 2015 года. Главное предназначение документа – создать институциональные предпосылки для выведения экономики из тени. Тем не менее, в начале июня в закон подаются правки о привилегированном положении банковского сектора, что полностью нивелирует суть закона и нарушает основы рыночной экономики, создавая дискриминацию для малого и среднего бизнеса.

Так, 3 июня 2015 года на сайте Независимой ассоциации банков Украины появилось сообщение, что "2 июня в Верховной Раде Украины состоялось заседание Рабочей группы относительно усовершенствования редакции законопроекта №1088, которым планируется внесение изменений в Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг". И на заседании комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, состоявшегося 3 июня, члены Комитета проголосовали за вынесение проекта Закона №1088 на рассмотрение депутатам с учетом предложений банковского сектора. Ассоциация тут же высказала благодарность государственным органам за отстаивание, совместно с банковским сообществом, позиции по отмене требований применения регистраторов расчетных операций (РРО) банками. Закон уже внесен на рассмотрение Верховной Рады на ближайшую пленарную неделю. Корпоративный лоббизм существует во всем мире, но такой неприкрыто-топорный, наверное, только в Украине. 

Повторим один из главных принципов успешного общества: предназначение законов в налоговой сфере – создавать равные "правила игры" для участников рынка и стимулировать развитие экономики. Если же законодательные решения приводят к формированию коррупционных лазеек и, как следствие, неэффективности государства, то это наводит на печальные размышления, в чьих интересах работает законодатель. Возникает закономерный вопрос: почему обычные граждане – физические лица-предприниматели – обязаны использовать РРО, а банки оказываются "вне закона"? При этом мы понимаем, какая финансовая диспропорция возникает, какой объем денежных средств проходит через банковские терминалы.  

В то время, когда страна находится в состоянии социально-экономического кризиса, уровень зарплат и пенсий один из самых низких в Европе, а внешний долг Украины уже 58 млрд. долларов, на рассмотрение в парламент выносят законопроекты для сохранения "черных дыр" в экономике, через которые пройдут миллиарды долларов, не облагаемых налогами. То есть сознательно закладываются возможности для нанесения государству убытков в особо крупных размерах. По последним данным  Министерства экономического развития и торговли Украины, около 42% ВВП Украины находится в тени, а это более 400 млрд. гривен в год. При этом банки являются активными звеньями теневой экономики, что проявляется в разных формах – например, в работе конвертационных центров, валютных спекуляциях, финансировании терроризма. Может, пришло время ужесточить контроль над деятельностью этой привилегированной касты, этого "государства в государстве"?  

Анализируя редакцию статьи 9, приходим к выводу, что законопроект №1088 имеет ряд ограничений относительно групп лиц-плательщиков единого налога, а также собственников программно-технического комплекса самообслуживания. В законопроекте отсутствует как правовая, так и техническая база для исполнения фискальных функций банковскими ПТКС. Создается впечатление, что законодатель сознательно избегает ответственности и пытается решить ситуацию за счет смещения внимания к выполнению фискальных функций над наименее защищенными группами субъектов хозяйствования, такими как физические лица-предприниматели, коммерческие агенты банков, небанковские финансовые учреждения, которые используют ПТКС. 

При этом государство в лице уполномоченных государственных органов не предоставило дорожной карты для этих групп субъектов хозяйственной деятельности, что уравняло бы их права с такими бизнес-сообществами, как банки и другие группы более капитализированного бизнеса.  

Одним из наиболее простых способов преодоления данной дискриминации является предоставление наименее незащищенным субъектам хозяйствования компенсаций на внедрение регистраторов расчетных операций. Однако это потребует дополнительного финансирования как со стороны государства, так и малого и среднего бизнеса. Да и немного смешно говорить о таких "технологиях" в эпоху современных информационных систем: интернет и открытое программное обеспечение может стать прекрасной альтернативой, способной удовлетворить все стороны.  

В начале июня экспертным сообществом и предпринимателями был проведен круглый стол "Фискализация как необходимая составляющая налоговой реформы: преимущества для бизнеса и государства". Участники дискуссии пришли к выводу, что фискализация – это не зло, а благо, правда, при соблюдении одного принципиального условия – справедливости. На мероприятии было предложено передовое технологическое решение – "фискальное облако", которое может эффективно и успешно решить задачу фискализации расчетно-кассовых операций с использованием наличных средств.  

"Фискальное облако" способно обеспечить объединение и работу всех участников рынка в едином информационном пространстве, создав безопасную и доверительную среду передачи данных для регистрации и учета расчетно-кассовых операций. А справедливая фискализация – это детенизация экономики за счет получения прозрачного и управляемого финансового оборота наличных средств в стране; построение прозрачных товарно-денежных отношений между потребителями и бизнесом; улучшение инвестиционной привлекательности страны и, в конечном итоге, улучшение качества жизни простого украинца.  

Все это возможно при условии честной игры со стороны парламента и банковского сектора. В зависимости от поименного голосования за законопроект №1088, мы увидим, насколько власть готова меняться и работать в интересах тех, кто ее "нанял". Если народные избранники проголосуют за "банковские" поправки, то тем самым подтвердят процветание лоббизма и коррупции в нашей стране.  

На самом деле украинцы (да и весь цивилизованный мир!) ждут от парламента, чтобы были убраны коррупционные преграды для проведения инновационных пилотных решений, чтобы законодательную базу обсуждали открыто и с учетом интереса всех сторон, чтобы, наконец, инициативным людям не мешали строить новые отношения в обществе – при том, что все финансовые риски они, как правило, готовы взять на себя.

Андрей Волков, эксперт фонда "Сокращение рисков"

Новости по теме: Банки