Экспериментов много - результат один
Вкус дорогих продуктов оказывается гораздо более приятным и изысканным, нежели продуктов по обычной цене. Это в очередной раз продемонстрировал эксперимент, проведенный американскими учеными.
Исследователи предложили участникам попробовать четыре вида алкогольных напитков, цена на которые колебалась от 5 до 30 долларов. При этом участников изначально обманули: на самом деле им предложили лишь два вида вина.
Полученные ответы четко показали: чем дороже был напиток, тем вкуснее и изысканнее он казался добровольным дегустаторам. Это означает, что, купив недоброкачественный, но дорогой алкоголь, потребитель будет в любом случае считать его более качественным, сделали вывод организаторы проекта.
Эксперименты, показывающие зависимость вкусового восприятия еды и напитков от их стоимости, проводились и раньше. Так, исследователи из Миннесоты предложили 139 добровольцам один и тот же шведский стол в ресторане. Но при этом одни заплатили за еду $4, а другие - вдвое дороже.
Участники оценивали угощение по 100-балльной шкале. Результаты поразили: в первой группе средняя оценка составила 9 баллов, а во второй - 88, то есть почти в 10 раз выше! Исследователи сделали однозначный вывод: еда казалась вкуснее только потому, что она дороже!
Если нет никакой разницы, то зачем платить больше?
- Действительно, как бы парадоксально ни звучало, но увеличения продаж можно добиться не только снижением, но и повышением цен, - отметил "КП" в Украине" эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - А чтобы потребитель не чувствовал себя обманутым, "интерьер" должен быть соответствующим. Например, отсыл к здоровому питанию. Все эти "био", "эко", "органик" и т.д. стоят гораздо дороже своих обычных собратьев. И каждый потребитель понимает: дорого - это значит вкусно и полезно!
Между тем эксперты не раз говорили о том, что в Украине все эти многообещающие приставки зачастую ничего не означают. Дело в том, что производство любого органического продукта начинается с сертификации земли. Например, если речь идет о молоке или мясе, в первую очередь органический статус должны получить поля и пастбища для животных. У нас же сертификацию часто получают правдами и неправдами, и рядом с "сертифицированным" пастбищем вполне может располагаться поле, на котором используются пестициды. Наше молоко считается "органическим", если корову не кормили химикатами, а то, что она паслась прямо у дороги, никого особо не беспокоит.
Читайте этикетки!
Влияние упаковки на желание покупателя купить тот или иной товар огромно! Эксперты розничной торговли называют упаковку пятой основной составляющей маркетинга после самого товара, его цены, методов распространения и стимулирования к покупке. Неудивительно, что производители соревнуются в том, чтобы сделать упаковку еще более яркой и привлекательной и половчее обмануть потребителя. Однако "Комсомолка" уже писала не раз: этикетка может обмануть только того потребителя, который ее не читает!
На наших прилавках лежат абсолютно идентичные товары, цена на которые может различаться в два-три раза, но своего покупателя находят и дешевые, и дорогие продукты. Причина все та же: покупатель уверен, что дорогой продукт - гораздо более качественный.
Между тем, если поинтересоваться составом, эти иллюзии развеются как дым. Например, возьмем такой популярный для нашего человека продукт, как печенье. В магазинах песочное печенье продается от 30 до 150 и даже 200 грн. за кило (импортное печенье в жестяных коробках). Но разница в цене в разы вовсе не означает, что у дорогой выпечки более качественный состав. На упаковке скрупулезно перечислены знакомые ингредиенты, которые не приветствуются диетологами: кондитерские жиры, ароматизаторы и вездесущие "ешки".
Таких примеров можно привести очень и очень много. Например, в свое время в рамках проекта "Завтрак с "Комсомолкой" мы проводили экспертизу мороженого и выявили удивительную закономерность: чем больше состав продукта отдаляется от "классического мороженого", тем дороже порция! И объяснить этот феномен можно только известным брендом и амбициями производителя.
КСТАТИ
Исследования показывают, что восприятие еды на вкус зависит не только от цены, но и от ритуала. Например, давно известно, что чайная церемония делает чай вкуснее. Ученые на этом не остановились и провели эксперимент с шоколадкой.
Дегустаторам предлагали один и тот же шоколад, но перед одними обертку снимали рывком, а перед другими аккуратно разворачивали и предлагали десерт на блюде. Оценочная стоимость шоколадки, которую называли испытуемые, оказалась в прямой зависимости от ритуальности: шоколад казался более дорогим, если его разворачивали аккуратно и подавали небольшими кусочками на блюде.
В ТЕМУ
Полезные и дешевые
Сегодня, когда украинцы обеднели дальше некуда, все чаще приходится слышать жалобы на то, что денег на качественные продукты не хватает. "Комсомолка" ответственно заявляет: это не так! Есть масса дорогих продуктов - колбаса, полуфабрикаты, кондитерские изделия, алкоголь, которые полезными никак не назовешь. И в то же время можно купить продукты из разряда "эконом", польза от которых очевидна! Вместе с диетологом Ларисой Бутковой мы составили ТОП-10 таких продуктов, но этот список можно продолжать и дальше!