Принято считать, что в Украине большую часть ВВП распределяет государство, ведь с советских времен в наследство нам остались государственная медицина и образование.
Казалось бы, - прямое несоответствие новым рыночным условиям. На самом деле, в Украине уровень распределения средств через государство - вполне среднеевропейский. Проблема в том, что делят их непрозрачно. Предлагаем вашему вниманию материал, который для "Комсомолки" подготовили аналитики информационной кампании Stronger Together Денис Горбач и Валентина Кузык, о том, чем отличаются бюджетные траты на социальную сферу в Украине и странах ЕС.
Сколько съедает социалка
Роль государства в экономике измеряется отношением расходов бюджета к ВВП страны. В Украине государство через свой бюджет, а также бюджет Пенсионного фонда, вместе ежегодно перераспределяет чуть более половину (50,3%) всего, что произведено в стране нашими силами за год. Это довольно высокий показатель, хотя и не рекордный по европейским меркам. Лидер по перераспределению ВВП через бюджет среди благополучных европейских стран - Словения (59,4%), за которой следуют Дания, Франция, Финляндия, Бельгия, Швеция, Австрия, Италия и Нидерланды.
Большая часть государственных трат приходится на социальную защиту: выплату пенсий, пособий по безработице и инвалидности и т.д. Рекордсмены по “социалке” - датчане. У них на социальную поддержку уходит 43,8% бюджетных трат (впрочем, там эти выплаты облагаются налогом, как и прочие доходы, поэтому итоговая сумма "чистыми" меньше). В других европейских странах показатель колеблется от 31,7% в Чехии до 43,3% в соседней Германии. В Украине в 2014 году на социальную защиту и выплату пенсий было потрачено 381,5 млрд грн – почти половина всех расходов, или четверть ВВП. Здесь Украина действительно рекордсмен: у нас намного выше доля пенсионеров. Украинские пенсии, правда, совсем нельзя назвать роскошными (средняя пенсия составляет 1,5 тыс грн., или $60 в месяц – граница бедности по стандартам ООН), но из-за масштаба (в Украине 13 млн пенсионеров!) получается внушительная сумма для страны, в которой трудоспособной молодежи все меньше.
Государство по идее должно гарантировать социальную справедливость. Прежде всего это удается делать, устанавливая прогрессивную шкалу подоходного налога: кто богаче, тот и платит больше. Лучше всего малоимущие чувствуют себя в Нидерландах, Ирландии, Люксембурге, Греции, Португалии, Швеции, Финляндии, Германии, Бельгии, Австрии – во всех этих странах разрыв между ставками налога при маленьком доходе (67% от среднего) и большом (167% от среднего) превышает 12 п.п. В Украине сейчас действуют две ставки, но верхняя (20%) применяется лишь для тех, чьи доходы выше десятикратного минимума. В целом же, низкий разрыв между ставками (до 8 п.п.) характерен для стран Центральной и Восточной Европы, которые так пытаются бороться с теневыми доходами (Польша, Эстония, Испания, Словакия, Турция, Чехия).
Полечи и научи
В большинстве стран Европы на здравоохранение уходит немного больше денег, чем на образование; в Украине же совсем наоборот: вдвое больше тратят на образование (100 млрд против 57 млрд грн. в 2014 году). “Виновны” во всем студенческие стипендии, которые внушительно выросли за последние 10 лет.
Для оценки эффективности этих трат существуют разные методики, одна из самых популярных - экономическая отдача от обучения в университете, то есть - сколько “произведет” для экономики выпускник университета, минус сумма денег, вложенная в его обучение. По этому показателю “в топе” - страны, тратящие на образование меньше среднего (Венгрия, Ирландия, Италия – притом, что в Венгрии самая низкая в ОЭСР зарплата у учителей). Зато страны, которые тратят больше денег на образование, имеют возможность инвестировать в научную деятельность - прежде всего она финансируется именно через университеты, т.е. по "образовательной" статье. Поэтому в лидерах по расходам на образование – известные своим научным потенциалом Швейцария и Эстония.
Важен и показатель доступности высшего образования. В Великобритании, например, учёба в университете стоит более 14% среднего дохода по стране. В Австрии, Италии, Нидерландах, Испании, Швейцарии – 3-7%. В скандинавских странах высшее образование вообще бесплатно. Именно тут, а также в Великобритании и Нидерландах половина или больше всех студентов получают стипендию от государства (как и в Украине). Результат – 71% молодёжи поступает в университеты. Там, где стипендию получает меньше половины студентов, лишь 45% молодёжи решается получать высшее образование.
Что касается расходов на здравоохранение, то обычно чем лучше финансируют медицину, тем больше средняя продолжительность жизни. Например, в Турции, Венгрии, Эстонии, Словакии, Польше и Чехии живут в среднем 73-76,7 лет, а в Британии, Франции, Швеции, Испании, Италии, Исландии живут на десяток лет дольше - 79-81 лет.
Нет веры государству
Большинство европейских стран очень заботятся о том, чтобы все в государстве, в том числе и траты, было прозрачным и у граждан не было сомнений что “все честно”. Это прежде всего стимулирует платить налоги, ведь каждый может увидить, на что идут деньги. Лидерами “прозрачности” считают Нидерланды, Словению, Британия и ФРГ. Здесь нормой являются открытые бюджеты на всех уровнях. При этом во многих странах чиновники не просто выкладывают в общий доступ устрашающий набор цифр и индексов (на данный момент даже это считается редким достижением в Украине), но и тратят немало усилий на то, чтобы "разжевать" информацию и подать её в удобоваримом виде, понятном и доступном для любого обывателя.
Чем больше к государству доверия, тем охотнее граждане платят налоги. В Украине же позитивный баланс доверия, по данным последнего исследования Центра Разумкова, - лишь у церкви, армии, Нацгвардии, СМИ и общественных организаций – то есть, государству (если не считать военных) не доверяют ни под каким соусом.
Независимая и эффективная судебная система, качественное здравоохранение и образование, наличие демократических сдержек против авторитарных посягательств правительства, максимально полная и прозрачная отчётность на всех уровнях власти – вот обязательные факторы, которыми обладают государства, которые распределяют больше ВВП, чем в Украине.
Само по себе активное участие государства в экономике - скорее правило, чем исключение в современной Европе. Но работать такая система в Украине будет лишь тогда, когда заручится доверием граждан.