Такого еще не было никогда: цены на одни и те же продукты в разных магазинах различаются вдвое и более. А особое неудобство покупателям доставляет то, что однозначно "дорогих" или "дешевых" магазинов нет. И для того, чтобы найти продукты по выгодной цене, придется обойти не один супермаркет.
Эксперты назвали несколько причин такого явления.
Версия 1. Это продукты разного качества
Этим можно объяснить разброс цен более чем в два раза, например, на яйца и огурцы.
- Огурцы по 30 грн. – это отечественные тепличные, а по 70 грн. – импортные, - разъясняет независимый эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - Что касается яиц по 9,50 грн. и по 17,50 грн., то чаще всего даже невооруженным глазом видно, что это товар разного "калибра". Дешевые – очень мелкие, размером чуть больше перепелиных, а дорогие – это "великаны" и "гулливеры". К тому же на стоимость яиц сильно влияет упаковка – товар в фирменной коробке продается значительно дороже.
Словом, резюмирует эксперт, это просто продукты разного качества, и соответственно вполне закономерно, что стоят они по-разному.
Версия 2. Продавцы продолжают закладывать курсовые риски
По словам начальника аналитического отдела консалтингового агентства ААА Марии Колесник, когда в конце февраля на валютном рынке наблюдалась паника, то некоторые продавцы закладывали в импортные товары курс вплоть до 45 грн. за доллар. Однако сегодня, когда курс уже три недели остается более-менее стабильным, закладывать в цене разницу вдвое – это просто нонсенс.
- Возможно, дело в том, что кто-то купил новый товар на самом пике цен 25-27 февраля, но это нужно было умудриться! – продолжает эксперт. – К тому же это никак не объясняет разброс цен на скоропортящиеся продукты.
В результате мы пришли к тому, что сейчас те же овощи и фрукты на рынке стали снова стоить дешевле, чем в супермаркете. Поэтому эксперт не исключает: если такая ситуация сохранится, то украинцы снова переключатся с цивилизованной розницы на рынки.
Версия 3. Расчет на разный круг покупателей
Невероятно, но факт: цены на одни и те же продукты могут различаться в полтора раза даже в магазинах одной торговой сети. Как правило, в центре города продукты стоят дороже, в спальных районах и, тем более, за городом, – дешевле.
- Расчет идет на определенный круг покупателей, - поясняет Мария Колесник. – В магазинах прекрасно осведомлены о покупательской способности своих постоянных клиентов, и учитывают ее, выставляя свои ценники. Так что цены на продукты в немалой степени зависят и от того, как себя позиционирует конкретная торговая точка.