Эксперты в один голос утверждают: на самом деле местным бюджетам не увеличили, а уменьшили финансирование. В таких условиях ни о какой самостоятельности регионов не может быть и речи.
"Нью-васюки"
В последнее время правительство не устает говорить о том, какими самостоятельными стали местные власти. Арсений Яценюк уверенно заявляет: люди получили дополнительные полномочия и дополнительные права на местах.
В правительстве уже нарисовали очередные "нью-васюки". Дескать, по предварительным расчетам, рост ресурса местных бюджетов в 2015 году составит более 30 млрд грн. А поскольку система обеспечивает автономность принятия местных бюджетов и децентрализацию, то в будущем такие изменения приведут к росту доходов местных бюджетов в два-три раза.
Принятые изменения в Бюджетный кодекс расширяют права местных органов власти, особенно в том, что касается самостоятельности принятия решений и использования бюджетных денег, вторит премьеру глава Минфина Наталия Яресько. По ее словам, это будет способствовать формированию новых прогрессивных отношений в управлении бюджетными ресурсами и увеличению мотивации для наращивания доходов местными бюджетами.
Однако, изучив новый Бюджетный кодекс, эксперты констатировали: ни о каких "прогрессивных отношениях" и "мотивации" здесь и речь идти не может…
Продразверстка военного коммунизма
Вопреки радужным заявлениям премьера, при ближайшем рассмотрении все оказывается с точностью до наоборот: на самом деле местным бюджетам фактически не увеличили, а урезали финансирование.
|
Регионам даже дали меньше денег, чем в прошлом бюджете, но обязанностей возложили больше, уверяет экономист Всеволод Степанюк. Поэтому нетрудно прогнозировать, что многие социальные программы будут свернуты. Например, в селах перестанет работать программа "школьный автобус", а школьники лишатся бесплатного питания.
- Вообще мне все это напоминает продразверстку политики военного коммунизма, когда у крестьян забирали весь урожай, а потом предлагали выживать, как смогут, - говорит экономист. - Вот так и сейчас: у регионов мало того что практически все забрали, так еще и увеличили количество задач, которые они обязаны выполнять.
|
- Начнем с того, что на балансы местных бюджетов передали медицинские и образовательные учреждения - то есть теперь они должны на свои деньги содержать школы и больницы, - отметил "Комсомольской правде" в Украине" президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Но при этом в 2015-м депутаты радикально изменили источники поступления налогов. Если в 2014-м и раньше большая часть налога с доходов физлиц оставалась у местных советов и за счет этих денег формировались местные бюджеты, то теперь это все решили переиграть, и большая часть налогов от физлиц теперь будет поступать в госбюджет, а местные советы получат только небольшую часть от них.
Например, если раньше Киев отдавал в центральный бюджет 50% доходов физлиц, то теперь эта цифра выросла до 60%. Но еще больше не повезло регионам (подробнее см. Инфографику). Это сложно назвать децентрализаций, говорит эксперт, а тем более расширением экономической самостоятельности регионов, ведь фактически у местных властей забрали все, что приносило доходы.
При этом, продолжает Охрименко, не стоит обманываться возросшим количеством источников доходов местных бюджетов, ведь львиную долю - приблизительно три четверти доходов - составляли именно налоги с доходов физлиц. Но если в 2014-м поступления от этого налога превышали 60 млрд, то в этом году они составят порядка 35 млрд грн.
Большая разница
Местным бюджетам, конечно, кое-что оставили, но это мизер. Например, ввели налог на недвижимость и посоветовали: с него и живите (подробнее см. КСТАТИ). Из других "новшеств" эксперты отмечают введение дополнительного акциза на продажу.
- Это вообще нонсенс! - говорит Охрименко. - Фактически местным властям разрешили взимать акциз с некоторых товаров повторно. С одной стороны, это противоречит законодательству и здравому смыслу. С другой стороны, данная мера все равно не наполнит бюджет, так как вырастет количество "левого товара". Что касается рентных платежей, которые также оставили местным властям, то в большинстве регионов это такие несерьезные деньги, что и говорить об этих суммах не стоит. Словом, местным бюджетам без дотаций никак не обойтись, так что ни о какой самостоятельности не может быть и речи!
А Всеволод Степанюк уверен: при таком жестком бюджете надеяться на дотации вообще не приходится.
В то же время, говорят эксперты, это как раз тот случай, когда не помешало бы воспользоваться европейским опытом. Например, в Европе в центральный бюджет уходят только НДС и акциз, а остальное остается в местной казне. И там местные власти действительно самостоятельные - они за свои деньги и дороги строят, а, например, в Германии даже высшее образование оплачивается из местных бюджетов. Но пока децентрализация по-украински и по-европейски - это земля и небо.
КСТАТИ
Отказ от налога на недвижимость
Заработать на налоге на недвижимость получится далеко не в каждом регионе. К тому же из-за того, что изменения в Налоговое законодательство прописаны неграмотно, этот налог можно легко обойти. Видимо, все это прекрасно понимают и на местах, поэтому регионы один за другим отказываются от взимания налога на так называемую роскошь.
Первыми минимизировать неудобства от нового налога решили в Запорожье. Местные депутаты предложили оставить необлагаемую площадь на прошлогоднем уровне: 120 кв. м для квартиры, 250 "квадратов" - для домов. Эксперты подсчитали, что это приведет к минимальным финансовым потерям - порядка 600 тыс. грн. в год. Но зато избавит от необходимости подавать декларации и ходить в налоговую инспекцию минимум 10 тыс. запорожских семей, среди которых треть - пенсионеры и ветераны.
Непопулярный налог изменили и одесситы - соответствующее решение было принято 21 января. А на этой неделе аналогичный вопрос будет решаться на сессии Днепропетровского горсовета.