Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

А если дефолт? Как это отразится на наших зарплатах

А если дефолт? Как это отразится на наших зарплатах
Фото: Дефолт приведет к росту безработицы в стране. Фото: УНИАН

Сейчас все больше экспертов говорят о том, что если страна не проведет реформы, то ее ждет дефолт. В следующем году Украине нужно выплатить по внешним долгам около 10 млрд долларов. В золотовалютных резервах "мышь повесилась", а МВФ не спешит предоставлять нам новые займы. Если правительство не пойдет на непопулярные меры, то в следующем году можно ожидать самое страшное, что только может быть в экономике, - дефолт.

Вероятность катастрофы 80%

В последнее время в экспертной среде слышно все больше высказываний о том, что Украина приближается к дефолту. Если учесть, что в нашей стране за все 23 года независимости такого явления ни разу не было, то мы можем только использовать российский опыт августа 1998 года. Тогда страна не смогла расплатиться по своим долгам и произошла резкая девальвация национальной валюты. Если 15 августа 1998 года официальный курс рубля к доллару США составлял 6,29 рубля за доллар, то 1 сентября 1998 года - 9,33 рубля, 1 октября - 15,91 рубля, 1 января 1999 года - 20,65 рубля. Украину это тоже зацепило, гривна тогда подешевела втрое. Это было ее первое падение.

Кроме падения курса рубля, тогда произошел банковский кризис. Очень многие предприятия были вынуждены объявить себя банкротами. В Украине такого не было. 

Но сейчас риски дефолта растут. Первый тревожный звоночек прозвенел еще в октябре, когда рейтинговое агентство Moody’s предсказало в следующем году Украине возможность дефолта за невыполнение обязательств по выкупленным Россией в декабре 2013 года украинским евробондам общей стоимостью 3 миллиарда долларов. Тогда так называемые кредитно-дефолтные свопы (CDS)Украины подорожали до 1280 пунктов. Сейчас же этот показатель держится возле отметки 1500 пунктов, то выростая, то чуть снижаясь.

- Кредитно-дефолт­ные свопы по еврооблигациям Украины сейчас находятся на уровне 1525 пунктов, - констатирует экономист Александр Охрименко. Больше только у Аргентины и Венесуэлы. Фактически этот показатель означает, что вероятность наступления дефолта в Украине оценивается в 80%. В той же России при показателе 285 пунктов риск дефолта около 15%.

Как объясняют эксперты, CDS - это страховка от невозврата кредита, и сейчас она составляет 15,25%. То есть если кто-то захочет дать Украине в долг и заработать на этом хотя бы 3%, то он должен просить от нас процентную ставку на уровне 18,25% годовых в валюте, потому как 15% он потратил бы на страховку. Понятно, что под такие проценты нам никто денег не даст. И пока МВФ не возобновит сотрудничество с Украиной, этот показатель вряд ли снизится.

Год расплаты

А между прочим, следующий год нас ожидает очень сложный. По информации Нацбанка, в резервах осталось всего 12,6 млрд долларов. Часть этих денег уйдет на оплату долгов. Министр финансов Александр Шлапак говорит, что в следующем году государству нужно выплатить 5,2 миллиарда долларов долгов.

- Есть такой показатель - чистые золотовалютные резервы НБУ, - продолжает Александр Охрименко. - Это когда из суммы резервов вычитают сумму валютных расходов, которые нужно будет уплатить государству в течение ближайших 12 месяцев. В результате остается только чистая сумма резервов, которая может быть использована для регулирования валютного курса, помощи импортерам и населению. Так вот в октябре чистых золотовалютных резервов НБУ оставалось всего 6,25 млрд долларов. Последний раз такой показатель был в конце 2003 года. 

И это еще не все, исполнительный директор Международного фонда "Блейзер" Олег Устенко говорит, что Минфин считает только те долги, которые "висят на нем".

- Есть еще и госкомпании, которые брали кредиты, которые гарантируются государством, - поясняет Олег Устенко. - Суммарные долги этих компаний и государства называются квазисуверенные долги. Выплаты по ним на следующий год составляют 9,9 млрд долларов.

В такой ситуации свободных резервов НБУ остается около 2 миллиардов долларов. А только в октябре пришлось потратить 3,8 млрд на оплату долгов по газу и поддержание курса доллара. То есть свободных денег у НБУ почти не осталось.

Снова рост тарифов

Дальнейшее развитие событий может пойти по двум сценариям. Первый заключается в том, что Украина тянет с реформами и МВФ выделяет нам деньги на исключительно "поддержание штанов", то есть оплаты старых долгов. Но продлится это недолго. МВФ уже требует повысить цены на газ и тепло для населения, не дожидаясь мая, как это предполагалось ранее. Объясняют это тем, что девальвация уже "съела" повышение тарифов этого года. Гривна обесценилась почти на 100%, тогда как тарифы выросли всего на 60%. То есть в долларовом эквиваленте за энергоносители мы платим меньше, чем годом ранее.

После этого Украине придется все-таки пойти на непопулярные реформы. Чтобы получить деньги МВФ, а впоследствии привлечь инвесторов, придется идти на следующие шаги. Самый главный из них - это резкий рост тарифов. 

- В следующем году нам стоит ожидать двух-, трехкратного увеличения тарифов уже в первой половине 2015 года, - говорит Олег Устенко. - Деньги, которые идут сейчас на покрытие дефицита "Нафтогаза" -  а это 7% ВВП, - могут быть перенаправлены на субсидирование домохозяйств. Например, сумма платежей, превышающая 30% доходов домохозяйства, будет выплачиваться  за счет госбюджета. 

Кстати, о том же говорится и в Коалиционном соглашении, которое подписали депутаты большинства перед началом работы парламента. Также эксперт  не исключает дальнейшего роста пенсионного возраста, минимум до 62 лет - как для мужчин, так и для женщин. 

Все это вместе с дерегуляцией бизнеса и полностью прозрачными госзакупками поможет государству пережить следующий год и избежать дефолта. Правда, простым людям такая перспектива покажется еще хуже. 

КОМПЕТЕНТНО

Рост безработицы и падение зарплат

- Дефолт плох тем, что на долгие годы любые инвесторы забудут про Украину, - говорит экономист Александр Охрименко. - Даже украинским банкам, у которых акционеры - компании из ЕС, будет проблематично получать кредиты из-за рубежа и от материнских компаний. Поэтому в экономике начнутся проблемы вообще с любыми кредитами и инвестициями. Как результат, гривна при таких условиях может только девальвировать. Может начаться масштабный банковский кризис. Финучреждениям будет сложнее работать, и поэтому проблема невозврата депозитов будет еще больше усугубляться. Но самая большая проблема будет заключаться в том, что Украина в глазах мировых инвесторов превратится в страну типа Аргентины, в которую никто не хочет инвестировать. В результате не будут создаваться новые предприятия, а старые будут закрываться. Для простых людей это означает рост безработицы и падение реальной заработной платы. Многим снова придется задумываться о заработке за рубежом, так как в Украине будет сложно заработать.

Во времена дефолта дешевеет большинство активов - заводы, фабрики, недвижимость. Но в Украине ситуация несколько иная. Инвесторы ушли из этого сегмента давно. Нерезидентам наши квадратные метры перестали быть интересны. Поэтому сейчас цена обусловлена спросом и, как видим, она снижается. Именно из-за дефолта каких-то резких изменений на рынке недвижимости я не ожидаю.

Существенно хуже будут обстоять дела в коммерческом секторе. Сейчас у нас открывают новые торговые сети, если не будет кредитов и притока инвестиций, то остановится и их строительство. Ждать какого-то строительного бума не стоит. Самое печальное, что если в мире начнется новый кредитный и инвестиционный бум, то в Украине его не будет. Наша страна будет выглядеть как прокаженная.