Не просто много, а очень много
Только за 10 месяцев 2014 года Украина сократила экспорт сыра в 2,4 раза - до 18,3 тыс. тонн. Об этом сообщает пресс-служба ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса".
В Ассоциации напоминают, что сыр всегда был главным экспортным молочным продуктом в Украине, но в этом году его продажа упала до рекордно низких показателей за последние 10 лет.
Напомним, что основным импортером нашего сыра долгие годы были наши северные соседи. И запрет со стороны России на ввоз украинских сыров, с одной стороны, больно ударил по отечественным производителям, а с другой, насытил рынок до предела. Торговые сети порой оказываются не в силах продать столько товара, в связи с чем рост цен на сырных прилавках немного приостанавливается. Так, сыр Российский сегодня можно вполне купить по 63-65 грн./кг, "Билозгар" и "Маасдам" - по 80-85 грн. К тому же периодически торговые сети устраивают всевозможные акции. Например, в минувшие выходные сыр Российский в одном из супермаркетов продавался по 55,50 грн. за кило – то есть даже дешевле, чем в начале года.
В общем, сыра в стране не просто много, а очень много. Ситуация усугубляется тем, что Украина продолжает ввозить импортные сыры примерно прежними темпами: объемы импорта этого продукта втрое превышают объемы экспорта! В январе-октябре мы купили 9,7 тыс. тонн сыра на сумму 57,6 млн долларов. То есть по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года поставки сыра из-за рубежа сократились всего на треть.
Почему же страна не пытается защитить отечественного производителя, сокращая импорт? Эксперты говорят, что причины тут как минимум две. Во-первых, действующие контракты нельзя просто так взять и разорвать. Во-вторых, украинцы привыкли к разнообразному ассортименту, в том числе и импортных сыров.
Ситуация поменяется. Но в чью пользу?
Участники рынка уверены, что в ближайшее время ситуация будет непременно меняться. Например, по словам генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы, из-за катастрофической девальвации национальной валюты импортные сыры дорожают рекордными темпами – если еще летом они находились в ценовой категории 120-150 грн. и выше, то теперь – 150-200 грн. и выше. А поскольку покупательская способность украинцев снижается темпами не менее рекордными, продажи неизбежно упадут. Уменьшение потребление соответственно приведет к сокращению импорта.
Однако некоторые участники рынка придерживаются прямо противоположного мнения, говоря о том, растущие цены и более тесные торговые связи с ЕС ударят именно по отечественным предприятиям, а позиции импортеров сыров на украинском рынке только укрепятся. Все дело в том, что стоимость сырья у основных поставщики сыра в Украину (Германии, Польши, Франции, Италии и, тем более, Беларуси) существенно ниже, чем в Украине. Ведь европейские фермеры получают государственные дотации и имеют доступ к долгосрочным кредитам под 3-4% годовых. А у нас кредиты дорогущие, оборудование – импортное, и даже коров мы ввозим из Европы. Отсюда и более высокие цены на молоко и, соответственно, на молочную продукцию.
К покорению европейцев не готовы
Здесь стоит добавить, что сколько бы мы не говорили о том, что наши масло, сыр и творог гораздо вкуснее европейских, в Европе нашу продукцию не особо ждут. И если украинские стандарты по мясу птицы и яйцам практически полностью гармонизированы с европейскими, то молочникам еще только предстоит пройти этот путь.
Главный наш прокол – в сырье. 80% молока сегодня у нас поступает от населения, и у этого молока совсем другая микробиология, но при этом цена совершенно не отвечает качеству. Эксперты говорят, что главное для нас – это достичь европейских показателей безопасности по сырью, но пока сделать это довольно сложно. Например, в Европе вообще не понимают, что такое молоко от двух-трех коров, ведь даже в небольших европейских фермерских хозяйствах по 50-100 голов.
При этом соблюдение требований по сырью – это еще далеко не все. Ведь еще есть требования по технологическому процессу, помещениям. Например, все предприятия должны работать по системе ХАССП (система управления безопасностью пищевых продуктов). Но если заводу 50 лет и он технически не переоснащался, это невозможно.
Европейское производство практически полностью автоматизировано и роботизировано: там огромный цех обслуживают 2-3 человека, а ручной труд полностью исключен. То есть, говоря образно, в трубу вливают молоко и получают готовый продукт. Из украинских предприятий такие возможности имеют единицы.
Молочники признаются, что даже если им выделят деньги на реконструкцию, на переходный период уйдут годы. Так что переориентация продаж украинской молочки из России в Европу – вопрос очень далекой перспективы. При этом на пути к заветной цели возникнет еще одна проблема – ассортимент. Будут ли востребованы европейцами наши Сметанковый или, скажем, Пошехонский сыры – большой вопрос.