Еще полгода назад Украина занимала первые места по развитию страхового бизнеса среди стран СНГ. Количество компаний росло как грибы после дождя. Но за последние пару месяцев ситуация кардинально изменилась. Все больше страховщиков закрываются или становятся банкротами. Как застраховать свое имущество в новых украинских реалиях, работает ли страховая система на оккупированных территориях и каким фирмам можно доверять? "Комсомолка" искала ответы на все эти вопросы вместе с экспертами.
Трудности компенсаций
Игорь всю сознательную жизнь прожил в Донецке. События последних месяцев заставили его вместе с семьей перебраться в столицу Украины. Переезд начался с неприятностей. На третий день новой жизни угодил в аварию. Непредвиденные расходы на ремонт никак не входили в планы семьи. Кстати, еще зимой Игорь застраховал машину полисом КАСКО. Но во время визита к страховщикам его ожидали неприятности.
- Они посмотрели на мои номера АН (Донецкий регион) и сказали, что никаких выплат не положено, - с удивлением говорит Игорь. - Мол, машина зарегистрирована в зоне АТО и потому полис попадает под форс-мажор.
По словам Игоря, то, что авария случилась в 700 км от АТО, страховщиков не волновало.
- Они говорят, может, ты свою машину побил, когда из зоны вырывался. А здесь хочешь денег срубить, - продолжает Игорь. - Не согласен - шуруй в суд.
Аналогичных историй в интернете пруд пруди. Особенно много жалоб поступает от людей, которые проживают в Донецкой и Луганской областях. Страховые компании практически самоустранились от компенсаций как по ОСАГО, так и КАСКО. Аналогичная история и с выплатами за разрушенные дома, квартиры, а также страхованием жизни.
В Лиге страховых организаций Украины говорят, что о проблеме знают. Но в большинстве случаев, правда, остаются на стороне страховщиков.
- Если житель Донецкого региона угодил в аварию, скажем, в Запорожье, он имеет полное право получить выплату. Страховщики увиливают? Нужно обращаться в МТБУ (Моторно-транспортное бюро Украины) или в суд. Надо доказывать, что авария в Запорожье никак не связана с военными действиями, - говорит Александр Залетов, президент Лиги страховых организаций.
- А вот в зоне АТО получить страховку не просто. Если в машину, квартиру угодил снаряд, тут страховка не распространяется. В полисах прописано: в случае форс-мажора компания может отказать в выплатах. Хотя я знаю некоторые компании, которые выдавали пострадавшим деньги в качестве гуманитарной помощи.
По словам Александра Залетова, даже при обычных авариях есть сложности, если дело касается зоны АТО.
- В этих регионах нет официальной ГАИ, нет судов, ничего нет. Если на оформление ДТП приедет какой-то представитель местного казачества или ГАИ "ДНР", ни одна компания не примет такие документы к рассмотрению. Никто не будет выполнять и постановления судов, которые находятся на оккупированных территориях, - утверждает Залетов.
Страховщики предупреждают: проблемы с выплатами могут возникнуть и у жителей украинских городов в зоне АТО, таких как Мариуполь, Краматорск, Славянск и т.д. Мелкие компании все чаще ссылаются на форс-мажор и отказываются выдавать деньги.
Страховка дорожает, скидок лишают
К сожалению, война и нестабильная ситуация негативно повлияли на страховой рынок в целом по стране. Как результат, страховщики вынуждены поднять прайс на все полисы. Например, ОСАГО подрос в цене на 30-40 процентов.
Во-первых, из-за падения гривны взлетели цены на запчасти. Все растраты легли на плечи страховщиков. Во-вторых, десятки компаний больше не могут выполнять обязательства перед клиентами, банкротятся и теряют лицензии. Пошатнулись даже гиганты. Ну и в-третьих, МТБУ потеряло более 250 миллионов гривен, которые хранились в Брокбизнесбанке. Банк лопнул, деньги исчезли. А ведь это средства водителей, которые покупали страховки. В результате в зоне риска оказались те, чья страховая компания обанкротилась, а обязательства по выплатам взяло на себя МТБУ. Сотни подобных дел заморожены и ожидают решений.
Пострадали и постоянные клиенты, которые годами зарабатывали себе баллы безаварийным вождением.
- Все, что сегодня можем предложить, сбросить 10 процентов, - рассказывает страховой агент компании "Pro 100" Наталья. - Делать большие скидки запретил регулятор. Таким образом, безаварийный стаж уже не важен.
Новые украинские реалии вынудили страховщиков создать военные пакеты. В тренде полисы от форс-мажора, а также войны. Правда, из-за высоких рисков цена на такие услуги зашкаливает.
- Застраховаться от войны можно. Цена зависит от региона, но разница небольшая. Никто не знает, что в стране будет завтра, - говорят страховщики. - Но спрос есть.
КАК ВЫБИРАТЬ
На сайте МТБУ есть рейтинги всех страховых компаний. Здесь можно посмотреть активы, сколько денег собрано по КАСКО и ОСАГО, выплаты. Не хотите изучать, тогда воспользуйтесь "светофором". В красном поле - страховщики в зоне риска, желтые - на грани, ну а зеленым пока что можно доверять.
НОВЫЕ ТАРИФЫ НА ПОЛИСЫ
ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ
Еще в прошлом году возникали ситуации, когда клиентам продавали липовые "зеленые карты". Попадая в ДТП за границей, украинцы получали огромные проблемы. Ведь суммы ущербов в ЕС оцениваются миллионами. Чтобы обезопасить граждан от мошенников, регулятор ввел новое правило: проверка страховок при выезде из Украины.
- После продажи полиса его регистрируют на сайте МТБУ и получают универсальный код, который вносится в полис "зеленой карты", - рассказывают агенты. - По этому коду погранслужба и проверяет полисы. Если все нормально, машину пропускают. Если же кода нет, придется покупать полис на месте.
ВАЖНО
Как не нарваться на мошенников