Загрузить еще

Почему экономисты страдают манией величия

Почему экономисты страдают манией величия
Фото: Рисунок: Валентини ДРУЖИНИН

На Западе издали самый короткий в мире учебник по экономике. В нем всего две страницы. Автор книги - корейский экономист Ха Джун Чен. Он доктор философии Кембриджа и бакалавр Сеульского университета. Приводим текст книги (с небольшими сокращениями) и комментарии директора Института экономики Руслана Гринберга.

Включи мозги

"95% экономики - это здравый смысл. Чтобы понимать ее, не нужна ученая степень. Многие профессиональные экономисты считают свое занятие слишком сложным для обычных людей. Удивительно, как часто эти люди бывают настолько глупыми, чтобы говорить: "Вы не поймете, чем я занимаюсь, даже если я объясню". Если вы не можете объяснить это другим людям, у вас проблемы.

Люди высказывают свое мнение по разным вопросам, не будучи специалистами: изменение климата, браки между геями, иракская война, атомные станции. Но когда речь заходит о вопросах экономики, многие даже не проявляют интереса, не вступают в разговор или не имеют своего мнения. Когда в последний раз вы говорили о будущем евро, неравенстве в Китае или американской промышленности? А ведь эти вещи могут оказывать огромное влияние на вашу жизнь - где бы вы ни жили".

КОММЕНТАРИЙ

Руслан Гринберг:

- Покойный экономист Николай Шмелев говорил, что экономика - это здравый смысл, четыре действия арифметики и сострадание к людям. Так что в этом с корейцем можно согласиться.

Это не наука

"В экономике существуют разные подходы, хотя эксперты стараются внушать обратное. Людей заставили поверить в то, что экономика является "наукой", как физика и химия, где на все есть только один правильный ответ; таким образом, неспециалисты должны просто принять "профессиональный консенсус" и перестать думать об этом.

Вопреки тому что провозглашает большинство экономистов, неоклассическая экономика - не единственная. Существует не менее девяти систем экономики, или школ. И ни одна из них не может претендовать на превосходство над другими, и еще менее - на монополию истинности.

Я понимаю, что если вас неожиданно попросят попробовать девять видов мороженого, когда вы считали, что бывает только обычное ванильное, это может озадачить..."

КОММЕНТАРИЙ

Руслан Гринберг:

- На этот счет существует штука: мол, экономистам дают Нобелевскую премию за то, что они высказали мнение, противоположное устоявшемуся. Но экономика все же наука, только необычная. Ее выводы сильно зависят от психологии людей, их настроения. Этого нет, например, в той же физике. Психология же, в свою очередь, конечно, наука, но душа человека - такие потемки, что во всем еще не разобрались.

Это политика!

"Экономические доводы часто служат оправданием для намерений политиков. Экономика служит политическим аргументом. 

В основе любой экономической стратегии и корпоративных действий, за­тра­ги­вающих нашу жизнь, - 

минимальной зарплаты, использования внешних ресурсов, социального обеспечения, безопасности питания, пенсии и прочее, - лежит экономическая теория, которая либо привела к этим действиям, либо, что бывает чаще, служит оправданием для намерений и действий властей.

Только когда мы знаем, что существуют разные экономические теории, мы можем указать власть имущим на ошибочность утверждения "альтернативы не существует", как некогда бесстыдно заявила Маргарет Тэтчер в защиту своей сомнительной политики".

КОММЕНТАРИЙ

Руслан Гринберг:

- Да, экономисты - еще те слуги сильных мира сего, и часто можно видеть, как они поют чиновникам в уши то, что тем хочется услышать. А когда линия партии начинает колебаться, с радостью колеблются вместе с ней. Но экономика не исчерпывается столь незамысловатой функцией, есть должное и есть наносное, вот должное - это как раз правда, которая правителям часто глаза колет.

Не верь "экспертам"

"Одно дело, когда не предвидят финансовый кризис; другое - когда после кризиса ничего не меняют. Глобальный кризис 2008 года для большинства экономистов был полной неожиданностью. И это еще не все: они не смогли найти достойных решений для продолжающихся последствий этого кризиса. С учетом всего этого представляется, что экономисты страдают серьезной формой мании величия.

Финансовый кризис стал жестким напоминанием о том, что мы не можем оставить нашу экономику профессиональным экономистам и другим технократам. Мы все должны участвовать в управлении экономикой - как экономически активные граждане".

КОММЕНТАРИЙ

Руслан Гринберг:

- Кто знает будущее, тот в сумасшедшем доме. Часто мои коллеги печально так, картинно, говорят: "Ну что, опять мой прогноз сбывается", и это, конечно, ложь и безумие. Когда меня спрашивают, каков будет курс доллара или цена нефти, я честно говорю: "Не знаю". Но, как правило, продолжают настаивать: назови цифру! Потому что так комфортнее".

Проснись и учись

"Мы должны вернуть экономику народу. Она слишком важна, чтобы оставлять ее на усмотрение экспертов.

Вам следует выступить против профессиональных экономистов (и мне, конечно, тоже). Они не имеют монополии на истину, даже если речь идет об экономических вопросах.

Как и в других жизненных делах: учитесь ли вы ездить на велосипеде, изучаете ли новый язык или осваиваете новый планшет - быть экономически активным гражданином со временем становится легче, когда вы преодолеваете первоначальные трудности и продолжаете практиковаться.

Если вы не хотите и не способны оспорить профессионалов, для чего тогда нужна демократия?

Нет оправданий для беспечности. Если вы требуете реформ и организуете их, будет происходить много удивительных вещей, но это будет нелегким делом - мы должны бороться за это.

Вот все, что надо знать, когда вы видите на ТВ говорящие головы, их разглагольствования и оправдания изо дня в день..."

КОММЕНТАРИЙ

Руслан Гринберг:

- Слишком красиво, чтобы быть правдой. Человек идет на работу, там он варит сталь или воспитывает детей. И не будет он изучать экономику, а скорее поверит тем, для кого экономика - это работа. Впрочем, если человек в самом деле будет к тому, что он услышал по телевизору, прилагать свой здравый смысл, а не позволять себя обманывать, это куда как полезно".

Вместо послесловия

Что ж, конечно, прямо вот учебника по экономике перед нами, конечно, нет. Но прочистить мозги брошюра может. Ну а там, если появится тяга к более полным знаниям, на это есть толстые книги. Которые вы теперь сможете читать правильно.