Безналичный валютный рынок уже порядком подустал от сюрпризов НБУ. Мало того, что он и так фактически "при смерти" (потому что оборот на межбанке в объеме 150-180 млн. долларов в день – это практически ничто), так Нацбанк ввел очередные ограничения. На этот раз они коснулись в первую очередь импортеров. Введенный запрет на покупку валюты под предоплату по импортным контрактам означает, что украинская компания сможет купить доллары на межбанке лишь после того, как товар пересечет украинскую границу. А нет товара – нет и валюты.
Новые административные ограничения для безналичного валютного рынка НБУ разослал банкам еще в конце сентября. Однако у банковских юристов есть масса вопросов по письму регулятора. Они говорят, что документ прописан нечетко и ждут от НБУ дополнительных разъяснений.
Эксперты говорят, что, с одной стороны, Нацбанк понять можно. Некоторые импортеры покупают валюту и просто держат ее на счетах. Так что, введя очередные ограничения, НБУ надеется сократить спрос на доллар и остановить спекуляции на валютном рынке.
С другой стороны, из-за ограничения пострадают нормально работающие компании, от которых поставщики требуют предоплату за поставляемый товар.
- Купить товар без предоплаты очень сложно, особенно сейчас, когда в экономике большие проблемы, а страна фактически находится в состоянии войны, - отметил "Комсомольской правде в Украине" президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Большая часть компаний просто не смогут работать в таких условиях.
По его словам, нехватку импорта мы ощутим ближе к концу года. Украинцы могут остаться без фармацевтики, бытовой техники, одежды, машин и других импортных товаров. Проблемы могут возникнуть даже с бензином – ведь в долг его не продают! Но если нехватку бензина и лекарств ощутят все и сразу, то отсутствие многих импортных товаров в нынешнее безденежное время пройдет для большинства украинцев незамеченным. Ведь они просто перестали покупать вещи, которые не относятся к товарам первой необходимости.
Продажи бытовой техники упасли в разы, новых импортных автомобилей – вдвое. Как сообщает AUTO-Consulting, в сентябре дилерам не удалось преодолеть негативную динамику и продажи новых авто продолжили снижение. Общими усилиями удалось реализовать 5681 новых авто, что на 58% меньше показателя прошлого года. Несмотря на начало осеннего бизнес-сезона, сентябрьские результаты оказались даже ниже, чем в августе, что свидетельствует о системном кризисе. Не помогли расшевелить рынок даже курсовые качели, которые всегда активизировали автопродажи. В результате по итогам 9 месяцев дилерам удалось реализовать чуть больше 73 тыс. автомобилей, что на 53% меньше показателя прошлого года.
Дефицит каких товаров мы ощутим в первую очередь