22 декабря
Загрузить еще

Чем государство может помочь переселенцам

Чем государство может помочь переселенцам
Фото: Покинув зону АТО, люди надеются на быструю помощь государства, но бюрократическая машина весьма нерасторопна. Фото: GettyImages

Лучше поздно, чем никогда. Именно это выражение всплывает в памяти в связи с льготами для жителей зоны АТО, принятыми парламентом на прошлой неделе (подробнее см. "КП" от 2 и 4 сентября и сайт kp.ua).

Запретили пеню, да и только

Напомним, что теперь жителям востока полагаются четыре существенных послабления.

1. Банки не смогут начислять им пеню за просроченные выплаты по кредитам. 

2. Не могут начислять пеню и ЖЭКи. Также введен мораторий на принудительную реализацию жилья.

3. Предпринимателей из зоны АТО не смогут проверять контролирующие органы - документом введен мораторий на проведение проверок в сфере хозяйственной деятельности. Все предприниматели смогут перерегистрироваться в Киеве.

4. Разрешительные органы должны будут автоматически продлевать действие документов разрешительного характера, выданных субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения антитеррористической операции.

Узаконили очевидное

Эксперты, опрошенные "Комсомолкой", оказались единодушны: все эти меры очевидны и… в определенной степени бесполезны. Ничего плохого от их принятия не будет, но и особенных улучшений ожидать не стоит. 

- Понятно, что никаких налоговых проверок в зоне боевых действий и так не происходит, - отметил "Комсомольской правде" в Украине" президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Начислять пеню за услуги ЖКХ в условиях, когда люди живут без воды и света, а у многих и вовсе жилье разрушено - это просто нонсенс. Так что и эта мера вполне очевидная.

Что касается банков, то большинство крупнейших отечественных финучреждений еще до решения парламента пошли жителям восточных регионов навстречу, списывая штрафы, давая кредитные каникулы и разрабатывая специальные программы поддержки заемщикам, оформившим кредиты в Донецкой и Луганской областях (подробнее см. "КП" от 26 августа и сайт kp.ua).

Словом, парламент просто узаконил то, что и без его решений происходит в зоне четвертый месяц. С другой стороны, ведь до этого в законе нигде не было написано, что если идет война, то пеня не взимается. Так что подвести юридическую базу под фактическое состояние дел было необходимо. 

Использовать закон о Крыме

В то же время, по мнению Охрименко, на сегодняшний день восточные регионы нуждаются в двух основных решениях. Во-первых, в Луганской и Донецкой областях нужно создать особые льготные условия, чтобы олигархам было выгодно вкладывать деньги в восстановление этих регионов. Во-вторых, нужно подумать о введении на востоке свободной экономической зоны. 

Кстати, здесь ничего придумывать и не нужно - по словам эксперта, следует просто расширить действие закона "О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" на восточные регионы.

- Этот закон по Крыму решили принимать, когда фактически мы его потеряли, - говорит Охрименко. - На мой взгляд, не следует повторять эту ошибку снова: закон нужно принять сейчас, чтобы не потерять восток.

При этом эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь напоминает: зона АТО не соответствует административным границам Донецкой и Луганской областей.

- Поэтому главный вопрос - на что именно расширять действие закона, - говорит "Комсомольской правде" в Украине" эксперт. - Если именно на административную территорию - это одно. Если на территорию, которая пострадала от военных действий и где живут много пострадавших, - это другое. И только определившись с этим основным вопросом, нужно приступать к решению следующего и думать, что можно этим регионам предложить.